Правильно установленный руль повышает комфорт и безопасность вождения, ведь благодаря ему водитель даже на ощупь определяет отличное от нуля положение колес, а значит, понимает, что машина не заведется движется прямо, но качается в ту или иную сторону.
Не все владельцы современных автомобилей знают, как обнулить руль после замены рулевой рейки, чтобы обеспечить правильную работу всего механизма управления рулем. Теоретически можно ездить даже с кривым рулем (баранкой): некоторые водители просто к этому приспосабливаются, но если вы решили исправить ситуацию, эта статья поможет вам в этом.
Как устроен реечный рулевой механизм
Чтобы понять причины отклонения руля от нулевого положения и правильно его выставить после замены рулевой рейки, необходимо хотя бы в общих чертах понимать, как работает рулевой механизм и работает в целом. Абстрактный:
- Агрегат под названием «рулевая рейка» представляет собой реечный редуктор с большим коэффициентом передачи.
- К его краям прикреплены тяги, передающие усилие поворотным кулакам передней подвески.
- Штанговой вал соединен с рулевым колесом через сложный привод. Это необходимая мера безопасности – если машина врежется в препятствие и рулевая рейка сдвинется в сторону салона, то привод просто сложится, а не вгонит руль в грудь водителя.
На автомобилях начала прошлого века такой системы не было, а после аварии руль часто выдвигался в салон, что приводило к гибели или серьезной травме водителя. Для придания необходимой формы приводному узлу, соединяющему рулевую рейку и рулевое колесо, вместо одного вала были установлены два, а также два карданных шарнира, то есть угловые шарниры. Такая конструкция синхронизирует вращение руля и реечного приводного вала, а особая форма руля позволяет водителю визуально или на ощупь определить нулевое положение механизма, когда колеса параллельны кузову.
Из-за чего сбивается нулевое положение руля
Вот список причин, по которым нулевое положение баранки и рейки могут не совпадать:
- неправильное давление в одной или обеих передних шинах;
- дефект покрышек, например, грыжа;
- повреждения подвески;
- не выполненные или криво сделанные после замены рулевой рейки развал-схождение;
- неправильная сборка привода руля после замены или ремонта рейки.
Часто водитель едет на машине и даже не представляет, что подвеске нужен серьезный ремонт. Отсутствие нормальных прорабов на пунктах стыковки заставляет потенциальных рабочих как-то ужесточать эти параметры, но с каждым разом ситуация ухудшается. Шины быстро изнашиваются, машина неустойчива при некоторых маневрах, углы поворота колес в разные стороны не совпадают. Тогда неопытный водитель решает, что единственный выход – замена рулевой тяги.
А после установки нового узла не совпадает нулевое положение руля, регулировка развала или схождения не дает результатов, хотя все в порядке, и так далее, по данным ЭБУ. Ведь восстановить работу поврежденной системы заменой детали невозможно, здесь нужен комплексный подход, воздействующий на все элементы и обеспечивающий их согласованные действия.
Что делать
Помните: Если вас интересует только, как обнулить руль после замены рулевой рейки, вы не сможете добиться корректной работы системы управления автомобилем, а значит, каждая поездка будет полна рисков.
Если же вы хотите обеспечить себе максимальный комфорт и безопасность, то сначала сделайте следующее:
- проверьте геометрию кузова (это можно сделать как на стапеле, так и визуально, сравнив ширину кузовных щелей);
- отремонтируйте подвеску, устранив любые повреждения;
- отремонтируйте не только рейку, но и остальные элементы рулевого механизма, включая тяги с наконечниками (пальцами);
- проверьте, затем подкачайте или замените колеса, обеспечив в них стандартное давление.
Только после этого приступайте к выставлению нулевого положения руля и рейки.
Где корректировать нулевое положение
Самое удобное место для установки руля в ноль — пространство под «торпедой» со стороны водителя, где проходит трансмиссия, соединяющая руль с рейкой. Карданные валы соединяются с валами с помощью шлицов и хомутов: достаточно найти место с наиболее удобным доступом к гайке хомута и установить руль в нулевое положение прямо здесь.
На старых автомобилях без подушек безопасности есть возможность открутить гайку крепления руля к шлицевой оси, но это не всегда практично из-за расположения проводов и механизма клаксона.
Порядок действий
Если вы отремонтировали подвеску и рулевое управление, а также привели в нормальное состояние покрышки, то поступайте так:
- определите нулевое положение рулевой рейки;
- выставьте руль в ноль;
- насадите кардан на вал и зафиксируйте его хомутом.
Этот порядок действий подходит для автомобилей с любыми типами рулевых реек, вне зависимости от наличия или отсутствия ГУР и ЭУР.
Как выставить рейку в ноль
Чтобы выставить среднее положение после замены основного механизма или по другим причинам, поступайте так:
- Поставьте автомобиль на ровную твердую площадку.
- Выкрутите баранку до упора влево.
- Считая обороты, поверните руль до упора вправо.
- Поделите количество оборотов на 2.
- Из любого крайнего положения проверните рулевое колесо ровно на половину оборотов.
- Отметьте это положение.
- Попросите помощника осмотреть колеса спереди, они должны быть параллельны кузову.
Если автомобиль оснащен ГУР или ЭУР, то выполняйте действия только при заведенном двигателе.
Как выставить баранку в нулевое положение
Решили ли вы обнулить руль после замены рулевой рейки, или по какой-то другой причине, процедура всегда одна и та же:
- Установив рейку в ноль, заглушите двигатель и отключите аккумулятор.
- Ослабьте хомут кардана или снимите заглушку, закрывающую доступ к гайке, фиксирующей баранку.
- Покачиваниями или легкими ударами снимите со шлицов кардан/баранку.
- Поверните руль в положение, которое вы считаете нулем градусов (иногда стандартное нулевое положение не устраивает водителей и они поворачивают руль на 180 градусов).
- Насадите руль/кардан на шлицы и зафиксируйте хомутом или гайкой.
Эта операция не влияет на работу рулевого механизма, но помогает за счет положения руля более точно оценивать положение колес.
Заключение
Правильно установленный руль повышает комфорт и безопасность вождения, ведь благодаря ему водитель даже на ощупь определяет отличное от нуля положение колес, а значит, понимает, что машина не заведется движется прямо, но качается в ту или иную сторону. Теперь вы знаете, как обнулить руль после замены рулевой рейки или других поломок, а значит, можете выполнить операцию самостоятельно.
https://www.youtube.com/embed/SPq5UQ-tTpk