Замена масла в АКПП сильно отличается от того же процесса, но осуществляемого в МКПП: слить весь объем смазки невозможно. Большая часть остального находится внутри бублика, меньшая часть в гидравлической плите и исполнительных механизмах.
Несмотря на то, что АКПП (гидравлические АКПП) имеют разные характеристики, процедура замены масла в АКПП одинакова для любой трансмиссии данного типа. По сути, вне зависимости от количества передач и максимального крутящего момента, общий принцип работы и процессы, происходящие в коробке, одинаковы.
- Как устроена АКПП
- ГТД
- Планетарный ряд
- Селектор
- ЭБУ
- Гидравлические исполнительные механизмы
- Масляные насос и фильтр
- Фрикционы
- Тормозные ленты
- Как работает АКПП
- На что влияет масло в АКПП
- Замена масла
- Частичная замена
- Порядок действий
- Двойная частичная замена
- Аппаратная замена
- Какой способ предпочтительней в различных условиях
- Можно ли самому поменять масло
- Заключение
Как устроена АКПП
Этот агрегат состоит из следующих механизмов:
- гидротрансформатора (ГТД или бублик);
- планетарного ряда (установленных одним из нескольких редукторов планетарного типа);
- селектора;
- электронного блока управления (ЭБУ);
- гидравлические исполнительные механизмы (цилиндры и поршни);
- масляные насос и фильтр;
- фрикционы;
- тормозные ленты.
ГТД
Баранка выполняет в автоматической коробке передач две важные функции — подобно сцеплению частично отсоединяет двигатель от трансмиссионного вала и увеличивает крутящий момент при пуске за счет снижения частоты вращения.
Чувствителен к чистоте масла, но не влияет на характеристики смазочной жидкости.
Планетарный ряд
Это основной механизм автоматической коробки передач. В зависимости от блокировки той или иной передачи изменяется передаточное число. Передаточные числа выбираются таким образом, чтобы двигатель работал в оптимальных условиях. Он очень чувствителен к чистоте масла, и по мере его износа в трансмиссионную жидкость попадает металлическая пыль и стружка.
Чем сильнее износ деталей планетарного блока, тем больше металла в смазке. Поэтому при сильном износе замена масла малоэффективна, так как тонкий слой закаленной стали полностью разрушается, а внутренний мягкий металл быстро изнашивается под действием трения.
Селектор
Данный компонент находится в салоне автомобиля и представляет собой многопозиционный переключатель, с помощью которого водитель выбирает режим автоматической коробки передач. Он связан с ЭБУ и не имеет никакого отношения к трансмиссионной жидкости, поэтому не зависит от ее чистоты и не влияет на состояние масла.
ЭБУ
Это «электронный мозг» трансмиссии. ЭБУ отслеживает все параметры движения автомобиля и в соответствии с зашитым в него алгоритмом управляет всеми элементами коробки. Это не зависит от состояния масла и никак на него не влияет.
Гидравлические исполнительные механизмы
Гидравлическая плита и гидроцилиндры. Они являются «руками» ЭБУ и по команде блока управления воздействуют на тормозные ленты и фрикционы, меняя режим трансмиссии.
Чрезвычайно чувствителен к чистоте масла, но не влияет на состояние. Даже небольшой кусочек нагара или металла может заблокировать канал, по которому жидкость поступает в гидроцилиндр, что будет мешать нормальной работе АКПП.
Масляные насос и фильтр
Масляный насос является сердцем коробки передач, ведь именно он создает давление на трансмиссионную жидкость, необходимое для работы гидроприводов.
Фильтр очищает трансмиссионку от всех загрязнений, начиная от подгоревших фрикционов и заканчивая металлической пылью.
Оба механизма чувствительны к загрязнению трансмиссионной жидкости. А несвоевременная замена масла в АКПП может уменьшить проток фильтра, что приведет к падению давления в системе и неисправности в КПП.
Фрикционы
Это еще один аналог сцепления в АКПП, облегчающий переключение передач и повышающий плавность этого процесса. Они чувствительны к чистоте масла, а также являются его основными загрязнителями. При большой нагрузке они перегревают масло, что снижает срок службы трансмиссионной жидкости и частично изменяет основные параметры.
Кроме того, при перегреве или сильном нагреве фрикционные накладки подгорают, и обугленная пыль попадает в масло.
Тормозные ленты
Они управляют планетарной передачей, блокируя отдельные редукторы, тем самым изменяя передаточное число, то есть включают ту или иную скорость. Они нечувствительны к загрязнению трансмиссионной жидкости, а при длительном сроке службы или высокой нагрузке изнашиваются и добавляют в масло металлическую пыль.
Как работает АКПП
При положении селектора «N» и работе двигателя на холостом ходу ГТД передает лишь часть энергии на первичный вал трансмиссии, причем на очень малых оборотах. В этом случае первая муфта разомкнута, поэтому дальше энергия кручения не передается, и никакого воздействия на колеса нет. Масляный насос создает в системе давление, достаточное для работы всех гидроцилиндров. При выборе водителем одного из режимов движения в первую очередь включаются гидроцилиндры, управляющие тормозными лентами, за счет этого планетарная передача получает передаточное число, соответствующее первой (низшей) скорости.
Когда водитель нажимает на акселератор, обороты двигателя увеличиваются, затем включается первое сцепление, и ГТД преобразует вращение вала двигателя, что снижает скорость и увеличивает крутящий момент. Все это при правильной работе коробки обеспечивает плавный старт движения и сравнительно быстрый набор скоростей.
При разгоне ЭБУ переключает передачи, а выключение первого сцепления и блокировка планетарных передач с помощью тормозных лент делают этот процесс плавным и незаметным.
На что влияет масло в АКПП
Трансмиссионная жидкость выполняет в коробке 3 важные функции:
- смазывает и охлаждает трущиеся элементы;
- представляет собой рабочее тело гидротрансформатора, передавая энергию от одной части к другой;
- является гидравлической жидкостью, обеспечивая работу всех гидроприводов.
Пока смазка чистая и параметры неизменны, все системы АКПП работают как надо, а выброс сажи или металлической пыли/стружки из коробки минимален. При загрязнении жидкости и ухудшении параметров происходит следующее:
- возрастает износ трущихся деталей, из-за чего резко увеличивается скорость образования грязи;
- снижается эффективность преобразования крутящего момента ГТД;
- нарушается работа гидроплиты, ведь кусочки грязи забивают тонкие каналы и снижают ее пропускную способность.
Эти процессы происходят в любой АКПП. Но чем сильнее износ, тем раньше они начинаются и интенсивнее проходят. Поэтому пробег до замены масла в новой АКПП заметно больше, чем в уже уставшей.
Замена масла
Замена масла в АКПП сильно отличается от того же процесса, но осуществляемого в МКПП: слить весь объем смазки невозможно. Большая часть остального находится внутри бублика, меньшая часть в гидравлической плите и исполнительных механизмах. Поэтому применяются следующие виды замены масла:
- частичный (неполный);
- двойной частичный;
- полный (аппаратный).
При частичном сливе сливается примерно половина жидкости, затем доливается новая до нужного уровня. Двойной метод заключается в том, чтобы сначала провести частичную замену жидкости, затем запустить двигатель на короткое время, чтобы смазка перемешалась, и провести еще одну частичную замену. Этот метод может заменить около 70% жидкости.
Аппаратный метод позволяет заменить 95-98% трансмиссии, но требует серьезных вмешательств в маслосистему АКПП и двойного, а часто и тройного количества нового масла.
Частичная замена
Эта операция является основной, потому что включает в себя все базовые действия:
- слив трансмиссионной жидкости;
- замену фильтра;
- очистку поддона;
- заливку масла;
- регулировку уровня трансмиссионной жидкости.
Эти действия названы базовыми, потому что их приходится выполнять при любом способе замены масла.
Вот оборудование и инструменты, которые потребуются для выполнения этой операции:
- гараж с ямой, эстакадой или подъемником;
- набор рожковых и торцовых ключей;
- набор отверток;
- пассатижи;
- емкость для слива отработки;
- шприц или система для заливки новой жидкости (нужно подбирать по коробке или автомобилю).
Этот инструмент и оборудование необходимы для работы с любыми АКПП.
Порядок действий
Чтобы провести эту процедуру, действуйте так:
- Установите машину на яму, эстакаду или подъемник и подоприте ее противооткатными упорами.
- Отключите аккумулятор, чтобы защитить ЭБУ двигателя и коробки, на некоторых машинах его лучше убрать, это облегчит доступ к верхней части АКПП.
- Освобождает доступ к редуктору со стороны капота, это необходимо только в тех случаях, когда вам по каким-то причинам удобнее доливать масло сверху, например через воздушное отверстие.
- Снимите защиту АКПП, она может быть выполнена как одним листом с защитой двигателя, так и стоять отдельно.
- Подставьте емкость и выкрутите сливную пробку, на некоторых трансмиссиях придется выкрутить еще и мерную трубку, без этого не получится слить масло.
- Когда жидкость закончится, снимите поддон, чтобы получить доступ к фильтру и гидроплите.
- Замените внутренний фильтр. Несмотря на то, что некоторые мастера рекомендуют его промывать, мы советуем вам его поменять, ведь стоимость нового элемента не идет ни в какое сравнение с ущербом, который может нанести промытый фильтр.
- Замените внешний фильтр, если он установлен на вашей трансмиссии (если его нет, мы рекомендуем установить, так вы продлите срок службы АКПП).
- Замените прокладку и замените бачок. Некоторые автопроизводители, например BMW, отдельно прокладку не продают, только с поддоном и новыми креплениями. Поэтому решать вам, брать ли замену, то есть неоригинальную прокладку неизвестного качества, или все же ставить то, что предлагает производитель.
- Вкрутите сливную пробку, если коробка оснащена мерной трубой, то сначала вкрутите ее.
- Залейте масло до нужного уровня. Способ проверки и регулировки количества смазки зависит от конструкции коробки.
- Установите на место и подключите аккумулятор.
- Заведите двигатель и проверьте уровень еще раз, эту операцию выполняют по-разному, в зависимости от конструкции АКПП.
Установите снятые детали на место.
Двойная частичная замена
Выполняйте такую замену масла в АКПП по описанному выше алгоритму. Только после первой замены запустите двигатель и дайте ему поработать 5-10 минут, чтобы вся жидкость в АКПП перемешалась, а также несколько раз по очереди поменяйте рычаг переключения передач во всех положениях. Затем выключите двигатель и снова замените смазку.
Аппаратная замена
Этот способ самый эффективный, но его должен выполнять специалист, хорошо знакомый с АКПП. Для этого метода разрывают магистраль возврата масла и сливают отработанное, затем насос подключают к емкости с чистой трансмиссионной жидкостью и заполняют ею коробку, вымывая остатки старой смазки. Такая промывка удаляет не только отработку, но и осевшую в каналах грязь. Свое название метод получил из-за того, что выполнять его можно только с помощью специального стенда (аппарата), а все попытки справиться подручными средствами резко снижают его эффективность.
Для полной промывки системы требуется в 3-4 раза больше масла, чем обычно используется в системе. Коробке после любого переключения передач потребуется адаптация, чтобы ЭБУ АКПП привык к работе с новым маслом.
Несмотря на более высокие затраты, этот способ продлевает срок службы полностью исправных агрегатов, а также отдаляет ремонт коробок с не слишком сгоревшими фрикционами.
Какой способ предпочтительней в различных условиях
Выбор оптимального способа замены масла в АКПП зависит от состояния агрегата. Если жидкость чистая и коробка работает как надо, но по регламенту пришла пора менять смазку (30-60 тыс км), то достаточно частичной замены. При пробеге 70-120 тысяч километров выполнить двукратную частичную замену жидкости, а при пробеге 150-200 тысяч выполнить аппаратную замену. Затем повторить весь цикл, выполняя каждое действие с интервалом в 20-40 тысяч километров, пока агрегат не начнет пинаться или иным образом давать сбои. При пробеге более двухсот тысяч такие симптомы указывают на необходимость ремонта вне зависимости от цвета или запаха трансмиссионной жидкости.
Если блок заикается или иным образом работает со сбоями, частичная замена бесполезна, т.к в трансмиссионной жидкости скопилось много грязи, поэтому как минимум двойная частичная, а лучше аппаратная замена. Это увеличит ваши затраты на несколько тысяч рублей, зато позволит оценить состояние АКПП и узнать, сможет ли она дальше работать или уже нуждается в ремонте.
Также продолжайте, если при небольшом пробеге (120 и менее тысяч км) масло в коробке передач черное или эмульгированное, но сильного запаха гари нет. Если при маленьком накопителе сильно пахнет гарью, устройству быстро потребуется ремонт, вне зависимости от способа его замены. Ведь его фрикционы, а возможно и не только они, сильно изношены, поэтому уже не могут эффективно выполнять свою работу.
Можно ли самому поменять масло
Самостоятельно заменить шестерню в АКПП можно двумя первыми способами, т.е частично и сдвоенным частично. Для этого подойдет любой гараж с ямой или эстакадой, а также обычный набор инструментов, используемых для ремонта автомобиля. Если вы сами проводите хоть какой-то механический ремонт, то с этой задачей справитесь. Самое главное – соблюдать простые правила:
- не используйте герметик вместо штатной прокладки;
- хорошо изучите инструкцию по эксплуатации ТС и тематические форумы, на которых пользователи оставляют различные отзывы и комментарии;
- посмотрите несколько видео, на которых эксперт показывает, как именно выполнять то или иное действие;
- Если защита АКПП и двигателя изготовлена из толстого материала и выполнена в виде единого листа, то не проводите снятие в одиночку, попросите кого-нибудь помочь вам;
- проводите обслуживание агрегата, ориентируясь не только на пробег, но и его состояние;
- если не уверены, что сможете все сделать правильно, обратитесь в не обязательно специализированный, но хороший автосервис.
Эти правила помогут вам избежать серьезных ошибок и правильно обслужить трансмиссию.
Заключение
Своевременная замена масла АКПП, а также правильная эксплуатация автомобиля – залог долгой и безошибочной службы АКПП. Правильный выбор метода выполнения этой операции продлевает срок службы не только АКПП, но и всей машины.
https://www.youtube.com/embed/TTlE4zgSYhk