Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Балансировка колес: определение, виды, порядок проведения и распространенные ошибки

Ремонт ходовой

Балансировка колес на автомобиле влияет на управляемость автомобиля: постоянно меняется пятно контакта, ухудшается сцепление с дорогой. На мокрой или скользкой дороге на большой скорости ситуация может выйти из-под контроля. Получается, что балансировка колес – это вопрос безопасности экипажа автомобиля.

Комфортное и безопасное вождение автомобиля во многом зависит от состояния шин. Водители знакомы с понятием балансировки колес. Однако многие люди не уделяют должного внимания процедуре. А следовательно, не понимают последствий дисбаланса шин.

Что такое балансировка колес

Колесная база является важной частью автомобиля. Склоны первыми принимают на себя удары камней, ухабов и выбоин с дороги, «терпят» работу подвески. Чтобы выдерживать все нагрузки, «обувь» автомобиля должна быть прочной.

Технические характеристики хороших шин не заканчиваются отличным составом, качественными дисками, стабильным давлением. Автослесари на АЗС и домашние мастера меняют сезонные шины, выявляют карманы и степень износа шин, развал-схождение и другие проблемы.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Одно из необходимых мероприятий – балансировка колес – это устранение дисбаланса или уменьшение его до минимального уровня.

На что влияет балансировка колес и каковы последствия ее отсутствия

Неотбалансированные колеса создают вибрации автомобиля: появляется тряска, стук и шум. Если не брать во внимание дискомфорт водителя и пассажиров от такой поездки, нельзя не учитывать разрушение узлов и агрегатов: ускоренный неравномерный (пятнистый) износ гусениц, деформация дисков.

Также сломан шаровой подшипник, ступица, шток амортизатора, подшипники выходят из строя. Дисбаланс колес приводит к удлинению тормозного пути, нарушает управляемость.

Дисбаланс колес нарушает рулевое управление

Балансировка колес на автомобиле влияет на управляемость автомобиля: постоянно меняется пятно контакта, ухудшается сцепление с дорогой. На мокрой или скользкой дороге на большой скорости ситуация может выйти из-под контроля. Получается, что балансировка колес – это вопрос безопасности экипажа автомобиля.

Дисбаланс колес

Колесо – вращающийся объект. Все точки его поверхности равно удалены от центра – оси вращения, а вес должен быть одинаковым по всей окружности.

Определение

Неравномерное распределение вращающихся масс относительно центра вращения называется дисбалансом колеса. Другими словами, шина в некоторых местах легче.

Балансировочные грузики

Балансировку колес проводят навешиванием специальных компенсирующих грузов для утяжеления полегчавших участков автошин.

Виды

Различают два вида дисбаланса:

  1. Динамический — когда разрыв массы происходит в горизонтальной плоскости, то есть сила инерции пересекает ось вращения: колесо печатает «восьмерку».
  2. Статический – масса нарушена относительно вертикальной оси: покрышка подпрыгивает вверх-вниз (вертикальная вибрация).

Виды дисбаланса колес

Динамическая балансировка колес производится только на профессиональных стойках снаружи и внутри. Статическая – можно сделать в гаражных условиях: процедура заключается в подвешивании дополнительных грузов на светлых участках. Однако на колесах автомобиля часто наблюдается сочетание обоих видов дисбаланса: тогда надежнее доверить дело специалистам шиномонтажа.

Статьи по теме:  Замена масла в МКПП

Как проверить балансировку колес

Проблема проявляется на скорости автомобиля 80-90 км/ч ударами по рулю и тряской. Вы можете самостоятельно проверить балансировку шин, запланировав процедуру летней или зимней замены резиновых комплектов. Установите новое колесо, покатайтесь пару дней, чтобы шина избавилась от деформации после хранения.

Дальнейшие действия:

  1. Поставьте машину на домкрат с той стороны, где будете проводить проверку.
  2. Раскрутите скат, дождитесь остановки.
  3. Отметьте мелом на резине верхнюю точку.
  4. Раскручивайте еще в разных направлениях, помечая верх.

Как проверить балансировку колес
Рассмотрите положение меловых меток: если они вместе, колесо не отбалансировано, вы нашли «легкую» точку. Если риск распределяется относительно равномерно по всему периметру, езжайте без страха.

Как правильно проводить процедуру

При дисбалансе 10-15 г подвес получает тысячи ударов в минуту, что можно сравнить с ударом молотка по бетону. Правильная балансировка шин необходима для предотвращения негативных последствий дисбаланса веса шин.

Почему важен подготовительный этап и что в него входит

Вы должны балансировать колеса как единое целое, когда шина находится на ободе. Обязательным правилом является подготовительный этап, от которого зависит конечный результат процедуры.

Подготовительный этап

Сделайте следующее:

  1. Отмойте колесный диск с двух сторон, иначе куски грязи покажут неравномерный вес резины по окружности.
  2. Очищает протектор от застрявших камней (особенно актуально для грузовых автомобилей и внедорожников). Камни и гравий между блоками шин беговой дорожки утяжеляют некоторые детали: балансировка будет неточной.
  3. Удалите старые грузики и декоративные колпаки с дисков.

Проследите, чтобы шина плотно сидела на своем месте: это оказывает сильное влияние на показатели балансировочных приспособлений и приборов.

Виды балансировки

Процедура проводится несколькими способами. Балансировка колес автомобиля на станке со снятием резины и непосредственно на автомобиле. Также есть автоматическая балансировка гранулами или порошком.

Гранулы для балансировки колес

Гранулы диаметром 0,15-0,9 мм имеют внутри тяжелое стеклянное или керамическое ядро, снаружи элементы покрыты силиконом.

Борды засыпаются в полость шины: под действием центробежных сил шарики распределяются, в большом количестве прилипают к резине там, где вес меньше. Получается автоматическая самобалансировка, которая, впрочем, не пользуется популярностью у водителей.

Статическая

Статический (вертикальный) дисбаланс устранен всеми палубными станциями. А ведь это самый простой вид балансировки, который автолюбители часто выполняют в гараже, чтобы сэкономить деньги и время.

Суть операции заключается в выявлении тяжелой части шины, которая с большей силой ударяется о дорогу, неравномерно изнашивает протектор и деструктивно реагирует на ходовую часть и подвеску.

Статическая балансировка

Для устранения статического дисбаланса на легкие точки над боковыми фланцами подвешиваются компенсирующие грузы. Вес изделий от 5 до 60 грамм, материал свинец, сталь, цинк.

Ремонтный инструмент крепится к штампованным колесам скобами, к литым и кованым колесам — липучками. Последние зимой ненадежны: на морозе могут отвалиться. Но есть ряд записей, по которым нет другого способа обезопасить товар.

Статьи по теме:  Нужно ли делать балансировку колес при смене резины, зимней на летнюю, летней на зимнюю

Динамическая

Чем больше протектор поперечины, тем легче «заработать» динамический дисбаланс при езде («восьмерке») и тем сложнее от него избавиться. Самостоятельно устранить пересечение осей инерции и вращения невозможно — дело доверено профессионалам. Давление воздуха в шинах при любом виде балансировки должно быть в норме.

Финишная

Такую балансировку колес нужно делать после устранения статического и динамического дисбаланса, а также при смене авторезины.

Финишная балансировка

Заключительная процедура балансировки шин проводится непосредственно на автомобиле: под днище устанавливается электронное устройство, колеса раскручиваются до 80-90 км/ч. Датчики автоматически измеряют, указывают места, где необходимо добавить грузы на обод.

Способы проведения балансировки без снятия колес

При возникновении вертикальной вибрации кузова от дребезга колес водители устраняют ее в гараже. Процесс такой же, как и на заправке, но вы потратите больше времени, потому что вам придется несколько раз попробовать весы разного веса. Дедовский способ, «на глазок», дает тот же эффект, что и в мастерской.

Подготовьте домкрат, самоклеящиеся балансировочные грузики или грузики на кронштейнах. Вам понадобится мел или маркер, чтобы отметить световые пятна, и молоток, чтобы закрепить ударенные гири.

Не пропустите подготовительный этап с мойкой дисков и очисткой протектора от камней и гравия. Снимите пластиковые накладки.

Дальнейшая работа:

  1. Поднимите одну сторону машины на домкрат, подстрахуйте от отката и падения.
  2. Определить место установки балансировочных грузов: покрутить рампу в одну сторону, после остановки отметить на ней верхнюю точку мелом, и ориентироваться, например, на центр колесной арки.
  3. Крутаните покрышку в другую сторону, повторите манипуляцию с мелом.
  4. Оцените размещение меловых отметин: середина между ними – искомая легкая точка.
  5. Устанавливайте в этом месте грузики, начиная с легких.
  6. Продолжайте раскручивать колесо. Если после остановки грузы оказываются внизу, балансировка идет успешно.
  7. Теперь начните разбрасывать гири в разные стороны. Задача состоит в том, чтобы после очередного вращения и остановки гири находились в разных положениях.
  8. Закрепите предметы молотком.

Способы проведения балансировки без снятия колес
Баланс может не сработать с первого раза. Утяжеляйте легкие места, добавляя вес к грузам. Выполните шаги с другими шинами, затем проверьте балансировку колес, проехав 10-15 км со скоростью 80-90 км/ч. Если вы не почувствовали подпрыгивания автомобиля, характерных ударов по рулю, вы все сделали правильно.

Какое оборудование необходимо для проведения процедуры

Уже во время производства масса шины неравномерно распределяется вокруг оси вращения — это так называемая технологическая ошибка. Кроме того, в процессе эксплуатации дисбаланс увеличивается: на шину приходится до 75 % дисбаланса, на диски — до 20 %. Остальные проценты приходятся на ступицы с тормозными барабанами.

Для избавления от дисбаланса есть профессиональное оборудование — балансировочные станки (БС). В помещениях шиномонтажных мастерских стационарно установлены конструкции для диагностики и регулировки вращающихся объектов.

БС для широкопрофильных и обычных шин откалиброваны для установки без демонтажа колес механическими, электронными и комбинированными измерительными приборами. Другая группа оборудования представлена ​​стеллажами, которые работают со снятыми пандусами.

Статьи по теме:  Стук в передней подвеске при раскачивании машины и во время движения: причины

Балансировочный станок

Основными элементами высокоточной стойки для балансировки колес легковых автомобилей являются ось с электрическим (до 800 об/мин) или ручным (до 250 об/мин) приводом и компьютер для обработки данных.

Технический процесс выглядит так: колесо натягивается и надежно крепится к оси, компьютерная система считывает первую информацию (ширина и высота профиля резины, размер диска). Вал раскручивается, затем приводной механизм останавливается, позволяя колесу вращаться по инерции.

Кроме того, включаются импульсные, динамические и пьезоэлектрические датчики, они фиксируют новые данные, по которым встроенная программа рассчитывает световые точки шины. Мастеру остается смонтировать грузики.

Некоторые модели станков отечественного и импортного производства снабжены лазерными установками, точно показывающими место навешивания балансира.

Распространенные ошибки балансировки

Типичные ошибки, когда нарушают технологию уравнивания массы колеса относительно оси вращения:

  • Подготовительного этапа не было вовсе либо он проведен небрежно: в итоге налипшие комки грязи показывают излишний вес колеса там, где все в порядке.
  • С обода не удалили старые грузики: в противовес им устанавливают новые утяжелители, что ведет к худшему дисбалансу;
  • Не обратили внимание на посадку резины на ободе: когда давление в шине поднимают, она садится на место, баланс пропадает.
  • Колесо не отцентровано на балансировочном валу. Для центрального отверстия обычно используется конический переходник, для монтажных отверстий – фланец или винтовые зажимы. Для колес грузовиков, газелей могут потребоваться проставки и большие конусы.

Ошибки при балансировке колес
Не устанавливайте на одно колесо легкового авто более 60 г груза.

Обязательно ли балансировать задние колеса на переднем приводе

На переднеприводных автомобилях больше страдают ведущие колеса, потому что они участвуют в прохождении поворотов. Бесчисленные маневры съедают боковины протектора. Но задние скаты также подвержены механическим деформациям. Если переднее колесо влетит в яму, заднее упадет на то же место и ударится о подвеску.

Передний дисбаланс более выражен, а задний появляется на скорости выше 120 км/ч. Но балансировку необходимо проводить одновременно на всех колесах, вне зависимости от места установки.

От чего зависит частота проведения балансировки

Особых требований к частоте проведения процедуры нет – все зависит от операции. Если вы проехали 15 тыс км за один сезон в умеренном темпе, обязательно проверьте балансировку на рампах. Экстремальный стиль вождения сокращает время диагностики и регулировки вдвое.

Другие причины, почему нужно часто балансировать колеса:

  • автомобиль попадал в глубокие выбоины на дороге или колесо ударялось о бордюры, другие препятствия;
  • вы часто тормозите юзом;
  • когда купили новые диски и шины: собрав колесо, отбалансируйте его;
  • в момент сезонной «переобувки» нелишним будет проверить баланс: солидные автосервисы делают это бесплатно;
  • перед поездкой на расстояние более 1500 км и сразу после длительного путешествия;
  • после установки новых дисков;
  • ремонт колес, демонтаж шин – повод провести процедуру балансировки.

Вывод: чем спокойнее и внимательнее автомобилист, тем реже он балансирует колеса.

https://www.youtube.com/embed/Dnd6ybtWylM

Оцените статью
О кузовном ремонте автомобилей и не только ....