Последствия проявляются в виде тряски, стука в руле. Если шины грузовика правильно отбалансированы, не будет лишних центробежных сил, которые будут передавать вибрации сначала на подвеску, а затем на все шасси.
Шины грузовых автомобилей испытывают огромные нагрузки: суммируют вес автомобиля, массу перевозимого груза, бездорожье, по которому чаще всего передвигаются грузовики, Камазы, Газели. Между тем, если насчет легковых автомобилей сомнений нет, то балансировка грузовых колес является предметом жарких споров среди операторов тяжелой техники. Многие, даже опытные автомобилисты, считают процедуру излишней.
Почему перевозчики скептически относятся к балансировке грузовых колес
Дисбаланс в колесах – это неравномерное распределение веса по окружности шины. В случае с 5-6-тонным ЗИЛом или 10-тонным грузовиком перевозчики утверждают, что подвеска и ходовая часть больше страдают от ям и ухабов отечественных дорог. Ущерб от дисбаланса считается незначительным. А балансировка колес на грузовиках — блажь.
Но у шиномонтажников и автомехаников другое мнение. Хорошо сбалансированные шины идут по ухабистой дороге и плавно преодолевают впадины. Подвеска конечно страдает. Но и она, и шасси получают удары систематически, с одинаковой частотой, равной скорости колеса, если в рампе есть «светлое пятно».
Пример убедительности: дано — дисбаланс 500 г, скорость автомобиля — 100 км/ч. При таких исходных данных шина грузовика прижимается к поверхности дороги слабым местом 8 раз в секунду. Подвеска получает удар массой 50 кг с частотой 8 Гц. Разрушительные последствия нетрудно представить.
Еще один аргумент: из-за неравномерного веса шины быстрее изнашиваются, а стоимость новой шины несоизмерима с ценой процедуры шиномонтажа.
Причины и опасности дисбаланса
Дисбаланс грузовых шин – явление такое же частое, как и на легковых авто.
Причины следующие:
- природа (особенности) резины и диска;
- нарушение технологии монтажа шины и установки колеса на ступицу;
- ремонт покрышки, когда на одно место наложен материал слишком большого веса;
- в полость автошины попало инородно тело;
- дисбаланс от подвески.
Последствия проявляются в виде тряски, стука в руле. Если шины грузовика правильно отбалансированы, не будет лишних центробежных сил, которые будут передавать вибрации сначала на подвеску, а затем на все шасси.
Эти силы разнонаправлены относительно горизонтальной и вертикальной оси инерции: одно колесо прыгает, второе опускается, третье печатает «восьмерку». Управляемость автомобиля резко падает, тормозной путь удлиняется, расход топлива увеличивается.
Балансировать или не балансировать
За рубежом балансировка большегрузных самосвалов стала обязательной, в России — решение за владельцем. Но эксперты сходятся во мнении, что колеса грузовиков необходимо балансировать: постоянная вибрация вредна для элементов подвески и бьет по рулевым колесам водителей грузовиков.
Балансировка грузовых колес (на видео) исключает неравномерный износ резины, на 20 % продлевает жизнь скатов.
https://www.youtube.com/embed/9I8PQwaYdTE
Как балансируют грузовые колеса
Способов балансировки, в том числе своими руками, много:
- Правильнее обращаться на специализированные АЗС, где на стенде балансируют колеса грузовых автомобилей. Профессиональная ремонтно-диагностическая установка оснащена подъемником для подъема 24-дюймовых шин весом до 200 кг, электродвигателем вращения колеса и дисплеем. Снятие и установка колеса обычно занимает больше времени, чем его балансировка: процедура зачастую занимает до минуты.
- Эффективный, но необычный метод – балансировка погрузочных колес гранулами – стеклянными и керамическими шариками. Гранулы (бусины) – круглые предметы правильной формы. Снаружи покрыт силиконом, который предотвращает разрушение тяжелого сердечника. Во время движения грузовика засыпанные в колесную арку шарики распределяются в ней под действием центробежной силы и застревают в «легких» местах. Это обеспечивает автоматическую самобалансировку. Ошибиться в количестве материала невозможно, так как производитель сопровождает товар таблицей с указанием, в каком колесе сколько шариков использовать. Гранулят засыпают один раз за всю эксплуатацию шин, но высокая цена отпугивает владельцев грузовых автомобилей.
- Дедушкин метод — вода в полость покрышки. Из шины стравливается воздух (автомобиль ставится на ровную поверхность), через тонкую горловину в полость наливается до полулитра воды, колесо накачивается до нужного давления. Зимой вода замерзает, поэтому заливайте антифриз. Отзывы перевозчиков, применяющих этот метод, говорят о том, что колеса будут еще больше разбалансированы, в шиномонтажах такой метод не приветствуется.
Проблема ударов по рулю решена путем оснащения грузовых колес балансировочными кольцами. Алюминиевые изделия должны соответствовать диаметру отверстия диска. Нужно почистить ступицу, промыть отверстие, в том числе и изнутри. Затем смазываю все графитовой смесью и устанавливаю центровочные кольца.
Мифы о балансировке колес грузовиков
Скептикам, которые против балансировки грузовых автошин, эксперты советуют устранять дисбаланс на всех колесах, включая прицепы.
Один из автомобильных мифов: достаточно балансировки ведущих мостов. Да, вы должны обратить на них особое внимание, но не упускайте из виду другие мосты. Причина в непостоянном пятне контакта, что ухудшает сцепление с дорогой, делает торможение непредсказуемым, что опасно для тяжелой машины.
Неравномерный и преждевременный износ шин – реальность и аргумент в пользу балансировки всех колес. Увеличение срока службы шин на 10–20 % — немалый подвиг для дорогих грузовых шин.
Есть дальнобойщики, которые утверждают, что первичную балансировку выполняет производитель. Это верно. Но в качестве балансировки уверенности нет, поэтому разумнее загнать транспортное средство в шиномонтаж и убедиться, что вес правильно распределен по всей окружности колесного изделия. Каждые 40 тыс км на спидометре большегрузного автомобиля, особенно легкового автобуса, шины необходимо балансировать.
https://www.youtube.com/embed/PeC8dYMM0U8