Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Замена рулевой рейки «Иж Ода 2126» своими руками

Моторный отсек

Ремонт и замена рейки автомобиля Иж Ода – два альтернативных варианта восстановления работоспособности системы рулевого управления автомобиля. Какой из них выбрать – решать вам, у каждого варианта есть преимущества и недостатки.

Самостоятельная замена рулевой рейки Иж Ода доступна большинству заводчиков ежей, как иногда называют владельцев этих автомобилей. При этом для выполнения работ не потребуется сложных инструментов или дорогостоящего оборудования.

Схема рулевого управления

В середине восьмидесятых годов ХХ века в Советском Союзе стали использовать уже очень популярную в мире реечную систему рулевого управления, которая была гораздо проще в реализации. После опробования этой системы на «Восьмерках» и «Девятках» АвтоВАЗ передал эту технологию своему дочернему предприятию «ИжАвто», производившему «Оду».

Такой рулевой механизм состоит из следующих элементов:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • руля;
  • рулевого вала;
  • двух карданных шарниров;
  • рулевой рейки;
  • тяг;
  • поворотных кулаков передней подвески.

Когда водитель поворачивает руль, вращение передается через ось и два карданных шарнира на рулевую рейку. Такая сложная система передачи сигнала с руля на рейку обусловлена ​​требованиями безопасности — при лобовом столкновении рейка уходит глубоко в тело, поэтому может воткнуть руль в грудь водителя и убить его. Такое часто случалось на автомобилях в середине ХХ века. Теперь при ударе и смещении блока рулевой вал благодаря карданам и резиновой муфте не смещает руль в сторону водителя, а значит, автомобиль стал намного безопаснее.

Схема рулевой рейки

Рельс превращает вращательное движение в горизонтальное движение стержней, к которым прикручены наконечники, чтобы последние не откручивались, они фиксируются контргайками. Такая работа рейки обусловлена ​​ее конструкцией, т.к в корпусе (картере) расположен реечный редуктор — вал-шестерня перемещает рейку и шестерню (шток), которая поджимается подпружиненным упором . При этом сам вал фиксируется в вертикальной плоскости двумя подшипниками, а на концах картера механизм защищен от загрязнения защитными кожухами (пылезащитными кнопками).

Статьи по теме:  Как правильно заливать антифриз в систему охлаждения

Перемещение тяг в горизонтальной плоскости приводит к повороту колес, что, в свою очередь, меняет направление движения транспортного средства.

Когда рейке требуется замена

Модуль управления Иж Ода работает эффективно до тех пор, пока все компоненты полностью исправны. При повреждении пыльника попадает грязь, превращающая смазку в абразивную пасту. Пытаясь устранить люфт и вызванный им удар, неопытные заводчики ежей затягивают рейку сильнее, чем нужно, из-за этого быстро изнашивается и прижимной башмак, и шток, после чего помогает только сложная дорогостоящая реставрация или замена приспособления.

Еще одной причиной замены является экономический фактор – часто стоимость запчастей и ремонта значительно превышает цену бывшего в употреблении, но еще пригодного к эксплуатации механизма. В такой ситуации дешевле заменить контрактную рейку, чем ремонтировать ее. Хотя риски есть: ведь в каком состоянии новый аппарат, можно узнать, только разобрав его, а до продажи владелец этого не допустит.

Если руль имеет люфт, или он стал сильнее крутиться, но ходовая часть и ось с карданами в порядке, а ремонт рулевого механизма по каким-то причинам недопустим, его необходимо заменить. Эти признаки универсальны для любого автомобиля, даже если он оснащен гидроусилителем.

Ремонт и замена рейки

Из-за дешевизны комплектующих ремонт данного узла сводится к замене поврежденных деталей, таких как шток или сальник. Но сначала модуль нужно снять с машины. Если причиной ремонта стал люфт с левой стороны, необходимо проверить все узлы прижимного механизма (регулятор давления), возможно ослабла или лопнула пружина, или стерся пластиковый башмак (недоступно на все рулевые рейки). Завершающим этапом является затяжка зажимного механизма. Если какие-то этапы ремонта кажутся слишком сложными или нет нужных запчастей, остается только заменить всю рулевую рейку Иж Ода.

Статьи по теме:  Что будет, если заряжать аккумулятор машины, не снимая его

Как снять рулевую рейку с «Иж Ода»

Чтобы снять для ремонта или замены рулевую рейку «Иж Ода», вам потребуются:

  • домкрат;
  • две страховочные подставки;
  • противооткатные башмаки;
  • съемник пальцев рулевых наконечников;
  • набор накидных и торцовых ключей;
  • пассатижи.

Карданчик

Вот порядок действий для снятия рулевой рейки с «Иж Ода» для ремонта или замены агрегата:

  1. Поставьте машину на ровную твердую площадку. Если у вас есть яма или эстакада, закатите ее туда.
  2. Подоприте задние колеса противооткатными башмаками.
  3. Вывесьте переднюю часть машины, поставив на страховочные подставки и, снимите колеса.
  4. Расшплинтуйте и открутите гайки пальцев рулевых наконечников.
  5. Выпрессуйте пальцы из рычагов поворотных кулаков.
  6. Открутите болт крепления карданного вала к валу механизма, затем потяните карданный вал вверх. Иногда, если рейка в плохом состоянии, кардан не отрывается от вала, а вытягивает его из блока.
  7. Ключом на 14 удерживайте болт крепления агрегата к подрамнику, а ключом на 17 откручивайте его гайку.
  8. Таким же образом открутите гайку второго болта.
  9. Выбейте болты через проставку из мягкого металла или твердой древесины, затем вытащите.
  10. Извлеките рейку из-под машины любым удобным способом.

Этот порядок действий во время снятия универсален и подходит для ремонта или замены рулевой рейки «Иж Ода».

Как разобрать рулевое устройство «Иж Ода»

Для разбора рулевой рейки вам потребуются стандартные слесарные инструменты, то есть:

  • тиски;
  • зубило;
  • молоток;
  • набор накидных и рожковых ключей;
  • набор головок и вороток/трещотка к ним;
  • пассатижи.

Не пытайтесь разобрать этот модуль, если у вас нет хоть какого-нибудь инструмента из списка.

Примерный порядок действий следующий:

  1. Снимите пыльники и стопорные шайбы тяг.
  2. Выкрутите тяги из штока.
  3. Выкрутите гайку прижимного механизма и вытащите из картера все его компоненты.
  4. Вытащите ось с одним или двумя подшипниками. Если нижний игольчатый подшипник не выходит, попробуйте вытащить его тонким крючком из проволоки, в случае неудачи просверлите отверстия в задней крышке и выбейте через них. Заделайте эти отверстия после ремонта герметиком или холодной сваркой.
  5. Выньте шток из картера.
  6. Снимите стопорное кольцо и выбейте из рейки опорную втулку.

В этом процессе много нюансов, поэтому мы рекомендуем изучить руководство по ремонту «Иж Ода».

Как поставить новую рейку

Замена рулевой рейки «Иж Ода» — это не только снятие старой, но и установка нового узла, при этом установка аналогична снятию, но в обратном порядке. Но есть важные нюансы:

  1. Если на замену вы взяли бывшую в употреблении (Б/У) рулевую рейку, то обязательно разберите ее, проведите ремонт.
  2. Отрегулировать прижимной механизм, это проще сделать, когда агрегат стоит на столе, т.к затянуть или ослабить рейку на станке крайне сложно, доступ к ней закрывает раскос к подрамнику.
  3. Перед насаживанием карданчика на вал выставьте руль и колеса в ноль, а после сборки машины убедитесь, что настройки не сбились.
  4. Выполнив все работы, отрегулируйте схождение.
  5. Если после окончания работы руль стал туже или появилась размытость, значит, вы сделали что-то не так и надо искать проблему, для чего, возможно, придется снова снимать рейку.
Статьи по теме:  После замены свечей появились пропуски зажигания: причины

Вывешивая машину, обязательно подставляйте страховочные подставки

Если же вы все сделали правильно, то рулевое управление будет таким же, как на новой машине.

Заключение

Ремонт и замена рейки автомобиля Иж Ода – два альтернативных варианта восстановления работоспособности системы рулевого управления автомобиля. Какой из них выбрать – решать вам, у каждого варианта есть преимущества и недостатки.

https://www.youtube.com/embed/wDVcWtX6B9w

Оцените статью
О кузовном ремонте автомобилей и не только ....