Если белый цвет выхлопных газов появляется только в холодное время года и исчезает через несколько минут прогрева, волноваться не стоит — он просто испаряет конденсат, скопившийся в ширине глушителя.
Данные по выбросам для опытного водителя — это как контрольный лист для врача, в котором некоторые признаки указывают на необходимость немедленного обращения к специалисту. Серый дым из выхлопной трубы – один из таких симптомов.
Что значит серый дым из выхлопной трубы
Идеальная «серость» выхлопа встречается редко, обычно приходится иметь дело с вариациями. «Классическим» считается серый цвет, появляющийся из-за нарушения правильного соотношения топлива и воздуха при сгорании топлива. В случаях, когда «холодная» смесь чрезвычайно богата, на это указывает не только сизый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя, который при нагреве «перекрашивается» в оттенки черного, но и ощутимый «аромат» несгоревшего топлива.
И если в случае с карбюраторными двигателями обычно речь шла о чрезмерном обогащении смеси из-за неправильных настроек карбюратора, то с инжекторными все несколько сложнее. Учитывая, что сегодня они установлены более чем на 90% автомобилей, эксплуатируемых в нашей стране, обсудим их неисправности.
Давайте узнаем, что может означать сизый дым из выхлопной трубы, о каких проблемах он свидетельствует и как их можно решить. Желательно как-то бюджетно.
Почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет серый дым
Это явление чаще всего вызвано неполным сгоранием топливовоздушной смеси. Происходит это за счет истощения или обогащения. Выясним, когда и на каких режимах двигателя симптомы проявляются наиболее ярко.
На горячую
Чаще всего на прогретом двигателе из выхлопной трубы идет сизый дым, что свидетельствует о слишком бедной смеси. Основных причин такого явления две: неисправность в одном из элементов топливной аппаратуры или подсос воздуха. О проблемах с оборудованием можно догадаться, увидев следующие симптомы:
- Резкое увеличение объема потребляемого топлива (ярче всего проявляется на бензине).
- Неустойчивая работа мотора под нагрузкой, возможно пропадание тяги на разгоне.
- Появление ошибок.
Подсос воздуха проявляется примерно такими же симптомами: крайне нестабильный холостой ход, появление нескольких ошибок ЭБУ, машина может внезапно заглохнуть без причины. Еще один знак – лисье крыло. Блок управления пытается «вытянуть» тягу, которая пропадает из-за появления лишнего воздуха.
На холодную
Иногда серый выхлоп является признаком проблемы с компрессией. В последнем случае дым даже не серый — цвет явно меняется в сторону черного. Отметим, что наиболее ярко этот признак проявляется у дизеля, так как двигатели этого типа более зависимы от соотношения топлива и воздуха. Из выхлопной трубы бензинового двигателя также идет сизый дым, но этот признак может быть не очень ярко выраженным, пока двигатель полностью не «удалится». Характерной чертой всех вышеперечисленных случаев является отчетливый запах несгоревшего топлива.
Если рассматривать причины появления сизого дыма из выхлопной трубы карбюраторного бензинового двигателя, то это может быть для него нормой. Дело в том, что в первые минуты после запуска такие двигатели работают «на подсос». В случаях, когда на улице холодно, такая машина может «дымить» несколько минут.
Если серый дым из выхлопной трубы дополняется хорошо заметным голубоватым оттенком, речь идет о сгорании в цилиндре не только топлива, но и масла, что часто свидетельствует о предельном износе маслосъемных колец ГРМ поршни. Другой распространенной причиной являются «затвердевшие» маслосъемные колпачки. Эти два фактора можно отнести к категории «бюджет». Если появление серо-серого оттенка выхлопа вызвано изношенными стенками цилиндров, все гораздо хуже. Тут поможет только качественно сделанная «капиталка», либо замена всего моторного блока.
Отдельным вариантом следует выделить ситуации, когда выхлоп изначально белый, после прогрева начинает идти сизый дым из выхлопной трубы. Есть большая вероятность, что такой симптом прямо указывает либо на прогар прокладки ГБЦ, либо (самый печальный и дорогой вариант) на трещину в самой головке. В большинстве случаев выявить последние сложно, и диагностике помогает только опрессовка, проведенная в хорошо оснащенном сервисе.
Если белый цвет выхлопных газов появляется только в холодное время года и исчезает через несколько минут прогрева, волноваться не стоит — он просто испаряет конденсат, скопившийся в ширине глушителя.
Причины появления
Выше мы уже прямо или косвенно упоминали многие предрасполагающие факторы, но подытожить их перечень не помешает:
- Подсос воздуха в систему — серый густой дым из выхлопной трубы может появиться из-за некачественных или треснутых уплотнений дроссельной заслонки, треснутых колец форсунок, трещин резиновых гофр и т.д.
- Неисправности топливной аппаратуры, включая «льющие» или забитые форсунки, грязные фильтры, «умирающий» топливный насос, барахлящий ТНВД.
- Для всех инжекторных двигателей актуальны проблемы с «несбалансированной» смесью, являющиеся следствием загрузки неподходящих прошивок.
- Если дым белый, необходимо диагностировать состояние ДМРВ или ДАД, для автомобилей с мех газом проверяется состояние ДХХ (датчик холостого хода) — неисправность этих элементов напрямую влияет на бедность или насыщенность смесь.
- Есть вероятность появления бело-серого дыма из выхлопной трубы на бензине из-за проблем со свечами, катушками или модулем зажигания, высоковольтными проводами.
- Густой «пареж» светло-белесого цвета – явный признак попадания антифриза в камеры сгорания.
Сизый дым из выхлопной трубы (бензиновый или дизельный двигатель не столь важен) также может быть вызван проблемами с маслосъемными кольцами или крышками. Правда, в этих случаях к оттенку примешивается хорошо заметная синюшная «нота», не говоря уже о большом расходе масла. При таких симптомах масложор может доходить до 300-500 мл на тысячу километров, если не больше.
Если потенциальный владелец при покупке автомобиля заподозрит, глядя на цвет дыма, проблемы с «поеданием» масла, имеет смысл посмотреть на состояние выхлопной трубы. Если он покрыт слоем копоти и там совершенно «темно», подозрения явно не беспочвенны.
Методы устранения
Лучше идти от простого к сложному. Если из выхлопной трубы бензинового двигателя идет сизый дым (причины уже были рассмотрены выше), появляется исключительно «на холодную», есть смысл пересмотреть топливную систему. В остальных случаях обязательно проверьте:
- Состояние свечей, катушек и системы зажигания (актуально, если ДВС бензиновый).
- Наличие подсоса воздуха – для диагностики нужен дымогенератор.
- Актуальность и правильность «залитой» в ЭБУ прошивки.
- Состояние ДМРВ, ДАД, ДХХ, а также дроссельной заслонки.
- Стабильность уровня антифриза — если он постоянно «пропадает», то в лучшем случае это прокладка ГБЦ, в худшем — автолюбитель «добирается» до замены головки (часто следствие серьезного перегрева двигателя).
Если из выхлопной трубы (бензина или дизеля — большой разницы нет) идет темно-серый дым при горячем ДВС, сопровождающийся сильно повышенным масляным «аппетитом» в машине, и хорошо видны серые примеси в нем, то лучше подготовиться к диагностике маслосъемных колец и стенок цилиндров.
Напоследок полезная рекомендация для покупателей подержанных автомобилей. Если загазование сопровождается появлением «эффектных» клубов темного дыма, а на асфальте (снеге, бумажке) появляются кусочки копоти, а то и капли масла, брать такую машину не стоит.
Что бы ни говорил владелец о «дешевых сменных кольцах», не слушайте его — на самом деле эти признаки будут означать капитальный ремонт или замену ДВС. Даже относительно «живой» ДВС не будет так дымить при нажатии на педаль газа. Не забывайте, что в коллекторе и катализаторе будут гореть «кусочки» масла, что ускорит смерть последнего. Если покупать машину типа Ланос, где двигатели продаются по цене металлолома, это не страшно, а в остальных случаях в финансовом плане все будет очень печально.
https://www.youtube.com/embed/HbTfdnGhd_c