Нужно смотреть на букву «W»: если она присутствует на этикетке, жидкость можно использовать на морозе. Абсолютной ошибкой является чтение числа перед отметкой W на термометре. Однако высокое значение индекса указывает на более густую консистенцию масла, и наоборот.
Передачу в автомобиле иногда называют «хребтом», подразумевая, что автомобиль не будет работать со сломанным хребтом. Никто не будет спорить с этим утверждением. А в чем основная причина поломки устройства и гарантия долгой работы, ответит даже новичок. Это высококачественное трансмиссионное масло. Базовые знания о смазке, свойствах, составе и классификации необходимы каждому водителю.
- Что такое трансмиссионное масло
- Состав трансмиссионных масел
- Как использовать
- Классификация масел по степени вязкости SAE
- Классификация вязкости трансмиссионного масла по API
- Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ
- Эксплуатационные категории трансмиссионных масел
- Условия хранения трансмиссионного масла
Что такое трансмиссионное масло
Трансмиссия — это звено, которое преобразует и передает крутящий момент между двигателем и колесами. В сборку входят коробка передач, раздаточная коробка, ШРУС, главная передача, полуоси и другие элементы.
Десятки и сотни деталей трансмиссии вращаются и трутся, скользят и катятся при высоких температурах. Без смазки — трансмиссионного масла (ТМ) — самый сложный механизм не сможет работать заранее.
Основные задачи ТМ:
- Создавать на поверхности деталей пленку, защищающую от задиров и прочих повреждений.
- Снижать износ компонентов узла.
- Отводить излишнее тепло от шестерен, валов.
- Предохранять металлические части от коррозии.
Трансмиссионка очищает поверхности от микроабразивных частиц, стружки, других продуктов износа.
Состав трансмиссионных масел
Жидкости трансмиссионные, как и моторные, состоят из базовых веществ и функциональных присадок – пакета присадок. Последнее улучшает или придает маслам новые свойства.
Классификация по базовым составам следующая:
- Минеральные масла. Простая технология перегонки и очистки масла от масляных фракций делает продукт дешевым и востребованным. Но на морозе смазка густеет, что приводит к повышенному расходу топлива.
- Синтетическая ТМ. Изделия, созданные на основе нефти и природного газа, не замерзают при минусе, долго хранятся, экономят топливо и продлевают срок службы трансмиссии. Поэтому синтетические вещества занимают верхние строчки в рейтингах.
- Полусинтетические смазочные материалы. Альтернативный вариант изготавливается на минеральной основе с добавлением синтетических компонентов. Лучшее соотношение цены и качества часто приводит водителей к выбору полусинтетики.
В механизмах с большими нагрузками на шестерни применяют узконаправленные гипоидные масла.
Как использовать
Производитель указывает тип смазочных материалов и периодичность замены в сервисной книжке. Жидкость рассчитана на конструкцию и компоновку узла, условия эксплуатации, совместимость с другими материалами (пластик, резина и т.д.).
При выборе учитываются свойства трансмиссионного масла: вязкость (основной параметр), температура вспышки и температура застывания. Также важны коэффициенты трения и скорость износа смазки.
При смене марки масел необходимо слить отработку. После промыть агрегат специальной жидкостью. А затем залить новый состав.
Классификация масел по степени вязкости SAE
Жидкая субстанция ТМ характеризуется физическим параметром – вязкостью. По классификации Общества автомобильных инженеров (SAE) этот показатель маркируется низкотемпературными и высокотемпературными индексами.
Нужно смотреть на букву «W»: если она присутствует на этикетке, жидкость можно использовать на морозе. Абсолютной ошибкой является чтение числа перед отметкой W на термометре. Однако высокое значение индекса указывает на более густую консистенцию масла, и наоборот.
По SAE, масла для механических трансмиссий, ведущих мостов, редукторов делят:
- на зимние;
- летние;
- универсальные всесезонные.
Наглядно информацию можно представить в виде таблицы.
Зимние жидкости:
Летние ТМ:
Всесезонные смазки:
Классификация вязкости трансмиссионного масла по API
Американский институт нефти (API) предложил собственную классификацию трансфертов. Смазки были разделены на 6 групп. Классы обозначены соответствующими номерами:
Основой для производства I-III групп послужили продукты очистки мазута — это минеральные жидкости. Смазочные материалы групп IV-VI являются результатом метода органического синтеза (синтетические соединения). Полусинтетические вещества обозначаются как GL4/5.
Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ
В РФ ГОСТ 17479.2-2015 учитывает обе спецификации и регламентирует характеристики всех видов наземного транспорта на колесах. Классификация смазочных материалов основана на кинематической вязкости при разной степени нагревания или охлаждения продукта, а также на параметрах.
Расходные материалы разделены на 5 категорий по характеристикам: от масел без присадок (категория 1) до жидкостей с высокоэффективными противозадирными комплексами (категория 5).
Классификация по вязкости следующая:
- Для использования при отрицательных температурах — 5z, 9z, 12z, 18z. Индекс «5» указывает на пригодность расходных материалов при температуре -55 °С, а 18 — при температуре -12 °С. Буква «з» указывает на наличие загущающих добавок.
- Для использования в летнее время – 9, 12, 18, 34.
Например, всесезонное масло по российскому стандарту будет маркировано так: ТМ-5-9з/18.
Эксплуатационные категории трансмиссионных масел
В состав трансмиссионных масел входят противоизносные, противозадирные, антипенные присадки. Присадки также являются антиоксидантными, антифрикционными и антивибрационными.
Совокупность комплексов учитывает спецификация API. Отсюда деление на группы:
- GL-1. Для с/х машин и грузовиков. Основа – минеральная. Смазка содержит большой пакет добавочных компонентов, кроме противозадирных.
- GL-2. Для с/х техники. Содержит антифрикционные добавки.
- GL-3. Предназначение – конусные передачи. Состав включает в себя противоизносные присадки.
- ГЛ-4. Самая популярная группа для конических и гипоидных передач, устанавливаемых на подавляющее большинство современных легковых и грузовых автомобилей. Количество компонентов экстремального давления достигает 4%.
- ГЛ-5. Добавки составляют 6,5%. Масла этой группы совместимы с синхронизированными коробками передач и предназначены для автомобилей, работающих в тяжелых условиях.
Последняя группа содержит специфический подкласс GL-5 LS для самоблокирующегося дифференциала.
Условия хранения трансмиссионного масла
Полезные качества присадок со временем теряются.
Расходные материалы для механических устройств не портятся в герметичной таре 3 года, но большинство жидкостей все же хранится 5 лет. По истечении этого срока свойства трансмиссионного масла теряются.
Предприимчивые водители, чтобы «оживить» ТМ, прибегают к специальным добавкам и добавляют их в просроченное вещество. Такие манипуляции неправильны по двум причинам:
- Нарушается количественная норма присадок.
- Внесенные добавки могут вступить в химическую реакцию со старыми. И просчитать возможные последствия не возьмется самый опытный автослесарь.
Если вы вскрыли тару, соблюдайте следующие рекомендации:
- Не допускайте перепадов температур в помещении, где хранится расходник.
- Держите масло в хорошо проветриваемом, скрытом от солнца месте.
- Следите, чтобы жидкость не перемерзала.
Иногда в процессе хранения трансфер меняет цвет и запах. Это допустимо: смазывающие свойства еще не потеряны. Гораздо хуже, когда жидкость мутнеет, а на дно выпадает кристаллический осадок. Это масло нельзя использовать.
https://www.youtube.com/embed/Hb—TV8He2I