Роль упругих элементов выполняют пневмоцилиндры из многослойной плотной резины. Их ставят по одному на колесо. Форма цилиндров напоминает «таблетки», состоящие из нескольких секций. Основная функция этих элементов – удерживать автомобиль на нужной высоте над дорогой.
Пневматическая подвеска автомобиля обеспечивает безопасность и комфорт во время вождения. При правильной эксплуатации служит долго и полностью компенсирует затраты. Различают несколько видов пневмоподвески по типу конструкции и функциям управления.
Что такое «пневматика»
Работа пневматической системы транспортных средств основана на физических свойствах сжатого воздуха. В автомобилестроении это позволяет повысить безопасность и комфорт, а также поставить дополнительное оборудование.
Широкое применение это принцип нашел в подвеске, тормозах и системе сцепления.
Основные плюсы «пневматики»:
- Техническая простота агрегатов и самого принципа действия системы.
- Для работы не требуются специальные вещества – все функции «выполняет» атмосферный воздух.
- Экономическая выгодность установки.
- Безопасность.
Пневматические подвески на транспорте менее распространены, чем гидравлические. В основном их ставят на коммерческие грузовики и автомобили премиум-класса.
Виды пневмоподвесок
Пневматическая подвеска автомобиля бывает трех типов – одноконтурная, двухконтурная и четырехконтурная.
Первый тип подвески устанавливается на переднюю или заднюю ось автомобиля. Лучше всего подходит для пикапов и грузовиков. Высоту сиденья и упругость подвески можно регулировать. Некоторые системы поставляются со встроенным приемником. Воздух поступает в цилиндры до тех пор, пока не будет достигнут нужный уровень давления. Если в пневмоподвеске нет ресивера, то воздух от компрессора поступает непосредственно к пневмоэлементам. Понизить уровень давления можно с помощью клапана.
Двухконтурные системы устанавливают на 1 или 2 оси. К плюсам относят:
- высокую грузоподъемность;
- снижение риска падения на бок при движении на крутых поворотах;
- равномерное распределение веса машины.
Помимо джипов и грузовиков подобный тип подвесок устанавливают при тюнинге автомобилей ВАЗ.
Наилучшим механизмом пневмоподвески считается четырехконтурный. Он устанавливается на обе оси машины и должен иметь ресивер. Используется электронный контроль уровня давления.
Плюсы 4-контурной подвески:
- простота изменения дорожного просвета;
- регулировка давления в зависимости от покрытия дороги.
Минус этого типа – большая масса механизма.
Как устроена пневматическая подвеска
Устройство пневмоподвески сравнительно простое. Механизм состоит из нескольких основных частей:
- Пневмоподушки (упругие элементы).
- Ресивер.
- Компрессор.
- Система управления.
Роль упругих элементов выполняют пневмоцилиндры из многослойной плотной резины. Их ставят по одному на колесо. Форма цилиндров напоминает «таблетки», состоящие из нескольких секций. Основная функция этих элементов – удерживать автомобиль на нужной высоте над дорогой.
Компрессор наполняет пневматические баллоны сжатым воздухом. В свою очередь этот узел состоит из нескольких частей:
- электрического двигателя;
- электромагнитных клапанов – они распределяют сжатый газ по контуру;
- осушителя атмосферного воздуха.
В зависимости от количества клапанов в пневмоподвеске компрессор надувает упругие элементы по одному или попарно. Воздух туда попадает не напрямую, а через ресивер. Эта деталь выглядит как металлический бак объемом от 3 до 10 литров. Здесь нагнетается воздух, который затем поступает в цилиндры через электромагнитные клапаны. Основная функция ресивера — регулировка давления в подвеске без использования компрессора.
Работа пневмоподвесок регулируется системой управления, имеющей несколько датчиков:
- ускорения автомобиля;
- давления в пневматической системе;
- температуры насоса;
- положения машины над поверхностью дороги.
Данные с датчиков обрабатываются блоком управления и передают сигналы исполнительным органам в системе. К ним относятся реле компрессора и клапаны регулирования давления.
Ручной и автоматический режимы работы пневмоподвески
Высоту дорожного просвета можно регулировать вручную или автоматически. В первом случае клиренс регулируется электронной системой управления. Во втором водитель устанавливает клиренс вручную.
Автоматический режим управления предназначен для контроля:
- величины дорожного просвета;
- скорости движения транспортного средства;
- ускорения машины во время езды;
- уровня наклона при движении в гору или вниз;
- уровня крена на крутых поворотах;
- жесткости подвески.
На работу автоматической системы напрямую влияет скорость движения. При разгоне автомобиля клиренс уменьшается, при торможении увеличивается.
Ручное управление позволяет изменить жесткость подвески и величину клиренса.
Достоинства и недостатки пневматической подвески
Пневматическая подвеска автомобиля становится все более популярной. Теперь их устанавливают не только на тяжелые грузовики, но и на автомобили премиум-класса. К преимуществам системы относятся:
- Большой диапазон регулировки клиренса и улучшенная проходимость машины.
- Поддержку дорожного просвета независимо от загруженности авто.
- Минимальный крен машины на крутых поворотах.
- Хорошую управляемость на сложных участках дороги.
- Уменьшение износа пружин амортизаторов.
Есть и несколько недостатков. Пневматическую подвеску необходимо регулярно чистить, чтобы не повредить основные компоненты. Кроме того, резиновые прокладки могут пропускать воздух и рваться. Для некоторых владельцев существенным недостатком является дорогое обслуживание.
https://www.youtube.com/embed/AZ8pbJ6nBUo