Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Катодная защита автомобиля

Все по кузову

Несмотря на широкое применение метода катодной защиты металлоконструкций в серьезных отраслях промышленности (энергетика, трубопроводы, судостроение), устройств, предназначенных для автомобилей, в русскоязычном секторе сети немного.

Катодная защита автомобиля от коррозии в разговорах бывалых водителей давно превратилась в нечто загадочное и обросшее слухами. У него есть как яростные сторонники, так и скептики. Давайте выясним, о чем мы говорим.

Суть катодной защиты

Главный враг автомобиля, ограничивающий его жизнь, вовсе не механические поломки, а общая ржавчина металла кузова. Процесс коррозии железа, из которого сделана машина, нельзя свести к одной химической реакции.

Напыляемая звукоизоляция коррозии

Разрушение металла, превращение его в безобразные рыжие пятна ржавчины, происходит в результате сочетания разнообразных факторов:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • особенности климата, в котором эксплуатируется автомобиль;
  • химический состав воздуха, водяного пара и даже почв в районе (влияют на свойства дорожной грязи);
  • качество материала кузова, наличие ударов и повреждений, проведенные ремонты, используемые защитные покрытия и десятки иных причин.

В самых общих чертах суть процессов коррозии машины можно объяснить таким образом.

Что такое коррозия железа

Любой металл по своей структуре представляет собой кристаллическую решетку из положительно заряженных атомов и окружающее их регулярное электронное облако. В пограничном слое электроны, обладающие энергией теплового движения, вылетают из решетки, но тут же оттягиваются назад положительным потенциалом покинутой ими поверхности.

Коррозия кузова автомобиля

Изображение меняется, если поверхность металла соприкасается со средой, способной транспортировать электроны — электролитом. При этом электрон, покинувший кристаллическую решетку, продолжает движение во внешней среде и уже не возвращается. Для этого на него должна действовать определенная сила — разность потенциалов, которая появляется, если электролит соединяет два разных металла с разными свойствами проводимости. От величины зависит, какой из двух металлов будет терять электроны, какой является положительным электродом (анод), а какой принимать (катод).

Возможности предотвратить коррозию

Вокруг способов защитить свою машину от ржавчины в водительском сообществе есть много народных мифов. В реальности возможны два пути:

  • Оградить поверхность металла кузова от контакта с электролитами – водой, воздухом.
  • Внешним источником энергии изменить потенциал поверхности так, чтобы железный кузов из анода превратился в катод.

Первая группа методов – это различные защитные антикоррозийные покрытия, грунтовки и лаки. Автовладельцы тратят серьезные деньги, но вы должны понимать, что коррозию таким образом не остановить. Он лишь препятствует доступу активного реагента к железу организма.

Вторая группа методов, в отличие от антикоррозионной обработки, способна полностью остановить сам механизм коррозии железа и даже частично восстановить уже окисленный металл.

Антикоррозийная обработка автомобиля
Статьи по теме:  Как можно увеличить угол обзора камеры заднего вида своими руками

Электрохимические технологии защиты можно разделить на две технологии:

  • Используя внешний источник питания (автомобильный аккумулятор), с помощью специальной схемы вы создаете избыток положительного потенциала на теле, чтобы электроны не покидали металл, а притягивались к нему. Это катодная защита автомобиля.
  • Разместите на кузове автомобиля элементы из более активного металла, чтобы создать гальваническую пару, где он становится анодом, а кузов автомобиля – катодом. Этот метод вообще не требует подключения к аккумулятору и называется защитой протектора или анода.

Рассмотрим каждый из способов.

Как выбрать анод

В роли внешнего контура можно с успехом применить металлические поверхности гаража, заземляющий контур на стоянке и другие средства.

Металлический гараж

Через провод с контактом к нему подключается плата блока катодной защиты и создается необходимая разность потенциалов. Этот метод неоднократно доказывал свою эффективность.

Контур заземления

Если автомобиль стоит на открытой площадке, по периметру парковочного места может быть создана внешняя цепь гальванической защиты. Металлические шпильки вбиваются в землю так же, как и обычное заземление, и соединяются в единый замкнутый контур с помощью проводов. Автомобиль помещается внутрь этой цепи и подключается к ней через разъем так же, как и в гаражном методе.

Металлизированный резиновый хвост с эффектом заземления

В этом методе реализована идея создания необходимого электроположительного потенциала тела по отношению к дорожному покрытию. Способ хорош тем, что работает не только при стоянке, но и в движении, защищая автомобиль именно тогда, когда он подвергается особому воздействию влаги и дорожной химии.

Защитные электроды-протекторы

В качестве электродов, создающих защитный потенциал, используются стальные пластины, состав которых близок к металлу в самом теле. Это необходимо на случай поломки устройства, чтобы сами размещенные пластины не стали источником коррозии, создавая новую гальваническую пару. Площадь каждой пластины оптимальна размером от 4 до 10 см2, форма прямоугольная или овальная.

Как смонтировать защиту

Один отдельный электрод создает вокруг себя зону защитного потенциала в радиусе 0,3-0,4 метра. Поэтому для полной комплектации автомобиля средних размеров потребуется от 15 до 20 таких табличек.

Электронная антикоррозийная защита авто

Размещают электроды в наиболее уязвимых для атмосферной коррозии местах:

  • на днище машины;
  • в арках передних и задних колес;
  • на полу салона под ковриками;
  • на внутренних частях дверей снизу.

Внимание уделяют тому, чтобы в зону защиты попадали скрытые полости порогов, лонжеронов, силовых балок кузова.

Необходимо исключить возможность контакта электродных пластин, подключенных к плюсу аккумулятора, с минусом кузова автомобиля. Для этого их монтируют на эпоксидный клей поверх существующей краски или антикоррозийного покрытия на кузове.

Статьи по теме:  Аукционный лист на японский автомобиль: как найти и проверить

Какие приборы используются

Несмотря на широкое применение метода катодной защиты металлоконструкций в серьезных отраслях промышленности (энергетика, трубопроводы, судостроение), устройств, предназначенных для автомобилей, в русскоязычном секторе сети немного. Те немногие, что можно найти, сложно проверить по тестам и отзывам, так как продавцы не предоставляют адекватного набора данных. Устройство катодной защиты автомобиля представлено моделями RustStop-5, БОР-1, АКС-3, УЗК-А.

FINAL COAT, запатентованный в США и Канаде, работает по принципу пульсирующего тока и сопровождается данными исследований. По результатам испытаний данное устройство показало реальную эффективность защиты стальных поверхностей кузова при разности потенциалов 100-200 мВ более чем на 400% по сравнению с контрольным образцом. Останавливает только цена устройства, которое сейчас можно купить за 25 тысяч рублей.

Как сделать устройство для катодной защиты самому

Если вы не ставите перед собой цель изготовить систему со сложными блокировками короткого замыкания, контролем заряда батареи, светодиодной индикацией, само устройство можно легко сделать своими руками.

Катодная защита кузова (схема)

Простейший вариант включает в себя только разрядный резистор определенного номинала (500-1000 Ом), через который плюсовой полюс аккумулятора соединяется с защитными электродами. Потребляемый ток должен быть в пределах 1-10 мА. Защитный потенциал теоретически достаточен в размере 0,44 В (значение электроотрицательного потенциала чистого железа). Но с учетом сложного состава стали, наличия дефектов кристаллической структуры и других влияющих факторов оно принимается в пределах 1,0 В.

Отзывы об эффективности катодной защиты

Сообщения пользователей приборов дают разные оценки.

Олег:

«Почитав о катодной защите кузова автомобиля от коррозии своими руками, решил попробовать. Нашел в интернете рейтинги радиодеталей, подобрал подходящие пластины для анодов, подключил все как написано. Результат: пользуюсь более пяти лет, машина не новая, но ржавчины пока нет».

Антон:

»Электрохимзащита была в комплекте с машиной, когда я купил ее с рук. Корпус на самом деле держится как нержавейка, но сами пластины на днище очень гнилые. Нужно будет выяснить, как и на что их менять».

Другие способы защиты

Помимо катодной защиты автомобилей от коррозии, у населения популярны различные альтернативные методы. Не все одинаково хороши, но помогают продлить срок службы машины на несколько лет.

Анодная методика

Используются детали специальной формы из металлов с более высоким электродным потенциалом, чем железо. В результате при возникновении гальванической пары растворяется именно эта часть — расходуемый электрод. Металл в самом корпусе практически не пострадал. Этот метод представляет собой анодную защиту автомобиля от коррозии.

Статьи по теме:  Полная расшифровка красных номеров на машине

Анодная защита авто от коррозии

Наиболее часто используемые накладки изготавливаются из сплавов цинка или магния. Многочисленные отзывы водителей, закладывавших в колесные арки кусочки цинка, подтверждают эффективность этого метода защиты на 3-5 лет. Недостатком этого метода является необходимость следить за жертвенными электродами, обновлять их при необходимости.

Оцинковка кузова

Покрытие металла кузова цинком – еще один распространенный прием защиты автомобиля от ржавчины на протяжении всего срока службы (часто 15-20 лет). По этому пути пошли крупнейшие западные производители, выпустив премиальные марки своих автомобилей с заводским горячеоцинкованным кузовом.

Оцинковка кузова

Безусловным лидером в этой области является Audi, которая разработала множество патентов на тему технологий защитных покрытий. Именно модель Audi 80 является первой серийной моделью с такой обработкой, а с 1986 года она есть у всех автомобилей, выпускаемых под этой маркой. Горячее цинкование применяют и другие члены VW Group: Volkswagen, Skoda, Porsche, Seat».

Кроме немецких, настоящую оцинковку кузовов получили некоторые японские модели: «Хонда Аккорд», «Пилот», «Легенд».

Грунтовки и лакокрасочные материалы

Если говорить об электрохимической защите, то следует упомянуть протекторные составы лакокрасочных материалов, содержащих частицы цинка. Это фосфатирующие и катафорезные грунтовки.

Нанесение лакокрасочных материалов

Принцип их действия тот же: железо контактирует со слоем более активного металла, который расходуется в гальванических реакциях в первую очередь.

Ламинирование

Способ защиты поверхности кузова от ржавчины и износа путем оклейки специальной прочной прозрачной пленкой. Качественно выполненная обработка практически незаметна глазу, выдерживает значительные перепады температур и не боится вибраций.

Ламинирование авто
Как и другие методы декоративной защиты поверхностей, метод сохраняет товарный вид автомобиля, но оставляет нерешенной проблему коррозии в труднодоступных местах.

Жидкое стекло

Поверх базового покрытия наносится дополнительный упрочняющий слой покрытия, обладающий повышенной прочностью. Наносится на обезжиренный и вымытый кузов, который предварительно прогревается горячим воздухом. Полимерная основа материала растекается и после отверждения полируется. Таким образом можно защитить заводской слой краски от проникновения через него атмосферной влаги и тем самым ограничить коррозию в короткие сроки.

Керамика жидкое стекло для авто

Полной защиты от ржавчины метод не дает. Защищает в основном внешний вид автомобиля от видимых проявлений, но оставляя без внимания скрытые очаги.

Работа с днищем

Для защиты днища и колесных арок от попадания электролитов (дорожной грязи, воды с солью) применяют покрытия различными мастиками на битумной, каучуковой и полимерной основе.

Работа с днищем авто

Используются шкафы (экраны) из полиэтилена. Все эти виды обработки проигрывают по эффективности электрохимзащиты кузова автомобиля, но позволяют на некоторое время задержать сквозную ржавчину.

https://www.youtube.com/embed/RSF5J_M8oYE

Оцените статью
О кузовном ремонте автомобилей и не только ....