Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Как выглядели и расшифровывались советские номера автомобилей

Все по кузову

Главная проблема с первыми номерными знаками автомобилей СССР заключалась в том, что на них никак не указывался регион, в котором они были выпущены, а буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.

Вопреки распространенному мнению, регистрация транспортных средств в России началась задолго до революции. Но только в 1931 году был принят единый для СССР стандарт номерных знаков. Давайте посмотрим, какими были советские номерные знаки.

Как выглядели номера на автомобилях СССР

Стандарт регистрационных номеров автомобилей в СССР менялся на протяжении всей истории государства.

В 1931 году

Промышленная революция в Советском Союзе привела к разработке простого номерного знака. Со времен Российской империи до 30-х годов 20 века ситуация на дорогах практически не изменилась, поэтому для обозначения транспортных средств использовались стандарты, принятые при императоре. В каждой губернии был свой. Не забывайте, что в то время не было оборудованных автомагистралей, а передвигаться на машине между городами было очень сложно — не было необходимости в простом строе или территориальных обозначениях.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Все изменилось в 1931 году. Первый номер СССР на автомобиле выглядел так — прямоугольная белая жесть с черными буквами. Знаков было пять — буква кириллицы и две пары арабских цифр, разделенных дефисом. Стандарт размещения, принятый тогда, сегодня известен каждому. Там должно быть две одинаковые пластины, и они должны быть прикреплены к переднему и заднему бамперам автомобиля. На мотоцикле — на передних и задних крыльях.

Автомобильные номера 1931 года

Изначально такой стандарт был принят только в Москве, но уже в 1932 г. его распространили на всю страну.

Контроль за номерными знаками передан в управление Главного управления автомобильных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта — с этого года оно занимается их выдачей и регистрацией.

В том же году были выпущены «одноразовые» номера — они отличались от обычных надписью «Испытание» и тем, что вместо двух на них проштамповывалась только одна пара номеров. Такие знаки использовались для разовых поездок.

В 1934 году

Главная проблема с первыми номерными знаками автомобилей СССР заключалась в том, что на них никак не указывался регион, в котором они были выпущены, а буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.

Статьи по теме:  Как поменять стеклоочистители в машине

Проблема решалась очень легко — в ведомстве не разрабатывалась система региональных кодов. Теперь под фактическим номером на табличке добавлялось название города, где располагалось отделение Дортранс, выдавшее этот знак. В 1934 году таких кафедр было 45, позже их число увеличилось.

Изменениям подвергся и сам номер — буква в нем заменена на цифру. По госстандарту должно было быть пять цифр, но не везде это правило соблюдалось.

Автомобильный номер СССР (1934 год)

Практика пробных номеров тоже никуда не делась — их также подвели под новый стандарт. Появились варианты с обозначением «Транзит».

Интересно, что для электротранспорта (появившихся в те же годы трамваев или троллейбусов) система номерных знаков была совершенно иной.

Стандарт 1936 года

В 1936 году в транспортной сфере жизни государства произошло еще одно важное событие – в июле Союзом Народных Комиссаров СССР была создана Государственная автомобильная инспекция. С тех пор все действия с номерными знаками перешли под его юрисдикцию.

В том же году ГИБДД снова изменила рисунок номерных знаков на автомобили в СССР. Сам диск стал намного больше, поле стало черным, а символы белыми. Кстати, эталон производства этих фигурок до сих пор считается самым неудачным. В качестве материала использовалось кровельное железо, которое не выдерживало дорожных нагрузок, и плиты часто ломались.

В этом году впервые была разработана система территориальных обозначений — теперь каждый регион обзавелся своим буквенным кодом.

Автомобильный номер образца 1936 года

Сам номер был приведен к такому формату: две буквы (указанный регион), пробел и две пары цифр, разделенных дефисом. Эта схема уже соблюдалась гораздо более строго, чем предыдущая, никаких отклонений от количества знаков не допускалось. Пластинка была выпущена в двух версиях. Однорядный (прямоугольный) крепился к переднему бамперу автомобиля, двухрядный (по форме был близок к квадратному) — к заднему.

Ближе к сороковому году ГИБДД выпустила альтернативный вариант номерного знака с уменьшенными размерами полотна для продления срока его службы — сам образец не изменился.

В этот период стоит отметить спецификацию военных номеров — у них тоже был свой стандарт, но он соблюдался гораздо менее строго, чем гражданские. Количество знаков на номерном знаке автомобиля Красной Армии могло варьироваться от четырех до шести, они распределялись произвольно, а иногда к номерному знаку добавлялись и совершенно иностранные знаки — например, звездочки.

Автономера СССР 1946 года

После войны государству было проще реформировать номерные знаки, чем наладить сегодняшнюю систему учета. Было мобилизовано огромное количество техники, и не все было перерегистрировано по правилам. Трофейные автомобили, которые в изобилии колесили по стране, также должны были быть зарегистрированы. Свою долю хаоса внесли и злоумышленники, переоформившие автомобили по своим правилам.

Статьи по теме:  Какие серии и номера авто используются у правительства и силовых структур

Автомобильные номера 1946 года

Новый стандарт был объявлен в 1946 году. ГАИ сохранила формат записи до войны в виде двух букв и четырех цифр (где буквы расшифровывались как код региона), изменился только внешний вид самого знака. Его холст пожелтел, а буквы стали черными. Разделение на однорядные и двухрядные также сохраняется.

Важным изменением стало раздельное обозначение прицепов — раньше на них просто вешали номера грузовиков. Теперь на таких табличках появилась надпись «Прицеп».

ГОСТ 1959 года

В послевоенные годы уровень автомобилизации в Союзе Советских Социалистических Республик быстро рос, и к концу 1950-х годов двухбуквенных и четырехзначных номеров стало недостаточно.

Решено добавить еще одну букву в номера машин СССР. Кроме того, в 1959 году ГАИ отказалась от желтого полотна для знака — внешний вид вернулся к довоенному формату. Сам диск снова стал черным, а символы стали белыми. Двухбуквенные номера также остались в употреблении, но теперь их можно было выдавать только на военную технику.

Автономера СССР 1959 года

Комбинации быстро заканчивались еще и потому, что один номер не присваивался автомобилю на всю жизнь — он менялся при каждой продаже. Тогда же было введено более привычное современному человеку понятие транзитного номера – такие знаки делались из бумаги и крепились на переднее и заднее стекла автомобиля.

Желтый фон для номеров чуть позже (в 1965 г.) был передан сельскохозяйственной технике.

Номера 1981 года

Следующая реформа состоялась после московской Олимпиады, в 1980 г.

Новый числовой формат гораздо больше напоминал современный. Как и в самом начале истории советских номеров на автомобилях, номер стал белым, а символы черными.

Автономера 1981 года

Фактически в том году было принято сразу два стандарта — для личного и служебного автотранспорта. Но существенных изменений не последовало. Изменился лишь внешний вид советских автомобильных номеров и порядок написания на них символов. Содержание осталось прежним — четыре цифры, три буквы (две обозначают регион, а одна лишняя).

Размеры автономеров СССР

Размеры знаков в Советском Союзе менялись последовательно с принятием каждого нового стандарта, это регулировалось национальным законодательством.

Во время реформы 1980 года дорожной полиции пришлось учитывать международные стандарты знаков европейских государств. По их данным, размер переднего листа составлял 465х112 мм, а заднего — 290х170 мм.

Статьи по теме:  Как выглядели и что означали знаки советских автомобилей

Расшифровка советских номеров авто

Старые номера машин СССР, выпущенные по первым стандартам, не имели никакой систематики — и цифры, и буквы выпускались по порядку.

Расшифровка советских автомобильных номеров стала возможной только в 1936 году. Номера по-прежнему проставлялись по порядку, но буквенный код указывает на определенные регионы.

В 1980 к каждой двухбуквенной комбинации стали добавлять одну переменную букву, обозначавшую серию, к которой принадлежал номер.

Индексы регионов

Первая буква индекса обычно была первой буквой названия региона.

Как сейчас для обозначения каждого региона можно использовать два и более кода, так и регион в СССР может иметь несколько индексов. Как правило, дополнительный вводился, когда исчерпывались комбинации предыдущего.

Автомобильные номера времен СССР г. Ленинграда и области

Так, например, случилось с Ленинградской областью — когда все варианты номеров с кодом «ЛО» уже были в использовании, пришлось вводить индекс «ЛГ».

Можно ли ездить на авто с советскими номерами

В данном случае закон однозначен и не терпит двусмысленных толкований — только те автомобили, которые когда-то были зарегистрированы в СССР, и с тех пор ни разу не переходили из рук в руки, могут иметь советские номера. При любой перерегистрации транспортного средства его номера необходимо будет сдать и обновить согласно новому госстандарту.

Конечно, и здесь есть лазейки — например, советский автомобиль можно купить по генеральной доверенности, тогда его не нужно переоформлять, но в любом случае первоначальный владелец должен быть жив.

Инспектор ГАИ не имеет права налагать штраф за использование советского госномера — такими автомобилями можно управлять вполне легально, оформлять на них страховку и совершать другие легальные операции, не требующие перерегистрации транспортных средств.

Заключение

Современный стандарт государственных номеров был принят в 1994 году и используется до сих пор. В 2018 году он был дополнен выпуском квадратных номеров — например, для японских и американских автомобилей, не предназначенных для экспорта. По большей части на формат современных номерных знаков повлияли международные стандарты, такие как требование разборчивости букв как на кириллице, так и на латинице.

Россия и Советский Союз имеют долгую историю государственного учета транспорта. Как показало время, не все решения были правильными — например, производство плит из отходов кровельного железа. Последние советские корпуса постепенно уходят с дорог — совсем скоро их можно будет увидеть только в музеях и частных коллекциях.

https://www.youtube.com/embed/ZONj28auntE

Оцените статью
О кузовном ремонте автомобилей и не только ....