Принцип работы подушки безопасности водителя, устройство и разновидности

Принцип работы подушки безопасности водителя, устройство и разновидности Про салон

Амортизаторы являются одноразовыми изделиями. Как только они работают, они становятся бесполезными. Подушки подлежат замене в автосервисе вместе с электронными датчиками и поврежденными деталями салона.

Поездка в автомобиле должна быть быстрой, комфортной и безопасной. Инженеры работали над последним состоянием с момента создания первого автомобиля. Автомобилисты благодарны средствам, механизмам и устройствам, служащим сохранению жизни и здоровья велосипедистов. И хотя подушки безопасности для водителя и пассажиров уже давно не ноу-хау, до сих пор эти устройства воспринимаются неоднозначно.

Airbag в современных автомобилях – что это

Споры на тематических форумах о пользе или вреде подушек безопасности (ПБ) уже не актуальны: Все современные автомобили оснащаются специализированными системами прямо на конвейере. А слово «airbag» (примерный перевод с английского — «подушка безопасности») прочно прижилось в водительском лексиконе.

Принцип работы подушки безопасности водителя, устройство и разновидности

Сработала подушка безопасности

Подушка безопасности, или подушка безопасности, это не что иное, как подушка безопасности. Конструкция относится к средствам пассивной безопасности, то есть срабатывает не от действия водителя (нажатие кнопки, поворот рычага), а самостоятельно при возникновении необходимости. «Независимость» системы основана на чувствительных датчиках, оценивающих внешние условия (скорость, сила удара по кузову автомобиля) и посылающих команду исполнительным устройствам через блок управления.

Подушки безопасности молниеносно (20-50 миллисекунд) раскрываются в момент сильнейшей тряски, когда автомобиль наезжает на препятствие или попадает в аварию. Голова, грудь, конечности человека, находящегося в кабине, ударяются не о жесткие металлические или пластиковые элементы кузова, а об упругую, наполненную газом подушку. Так устройство спасает от травм и смертей.

Сколько подушек безопасности бывает

Комплект средств пассивной безопасности зависит от марки автомобиля и предполагаемого количества пассажиров. Поскольку ПБ влияет на цену транспортных средств, доступные модели оснащаются одним или двумя передними блоками — для водителя и сидящего рядом с ним человека.

Подробная схема комплектаций автомобилей системами аэрбег выглядит так:

Принцип работы подушки безопасности водителя, устройство и разновидности

Схема комплектаций автомобилей системами аэрбег

Где они находятся в авто

Вложения скрыты от просмотра. Модули размещаются на твердых поверхностях, покрытых прочными чехлами. Подушка безопасности водителя спрятана в нише рулевого колеса, а подушка безопасности переднего пассажира находится на приборной панели над бардачком. Здесь знаки «SRS» или «Airbag» выштампованы».

Расположение боковых подушек безопасности вы можете узнать по биркам, которые вшиты в шов спинки сиденья в месте, где подушки безопасности вылетают при срабатывании. Надписи на этикетках одинаковые.

Виды подушек безопасности

Защитные элементы размещены в разных плоскостях салона автомобиля: отсюда деление на виды.

Статьи по теме:  Использование печки в автомобиле зимой: правила, советы

Фронтальные

Это подушки безопасности для водителя и его спутника на переднем сиденье. Объемы модулей различаются: для водителя — 60-80 литров, для пассажира — 130 литров. Фронтальные подушки безопасности защищают голову, шею и грудь велосипедистов от «встречи» с частями тела, рулем и лобовым стеклом при лобовом столкновении.

Принцип работы подушки безопасности водителя, устройство и разновидности

Фронтальная подушка безопасности

При ударе автомобиля спереди тело человека продолжает двигаться по инерции: в этом случае сильно возрастает риск сотрясения мозга и повреждения внутренних органов человека, попавшего в аварию. Открытые устройства гасят инерцию, благодаря чему снижается риск повреждения легких, желудка и других органов.

Передние боковые

Приборы появились в 1994 году, впервые были установлены на Volvo. Средство защищает таз, плечевой пояс, ребра человека от ударов о борт автомобиля.

Шторки безопасности

Точнее эти демпфирующие механизмы можно назвать головными подушками безопасности. Целью подушек безопасности является предотвращение или минимизация травм головы при столкновениях с оконным стеклом и центральной стойкой. Модули размещаются над дверями под крышей автомобиля.

Коленные

При лобовом столкновении наколенники берут на себя защиту ног и коленей водителя. Блоки расположены под рулевой колонкой. Водители должны правильно отрегулировать свои сиденья, чтобы оставаться на расстоянии не менее 10 см от модулей.

Принцип работы подушки безопасности водителя, устройство и разновидности

Коленные подушки безопасности
Для передних пассажиров опция предусмотрена пока только во внедорожнике «Тойота» версии LC200.

Задние боковые

Компоненты автомобиля расположены в боковой крышке в отсеке, рядом с задним рядом сидений. Задача подушек безопасности такая же, как и у передних боковых подушек безопасности: сохранность костей в области таза, боков и плеча пассажира. В 2021 году подобными модулями собирается небольшое количество дорогих марок автомобилей.

Можно ли установить дополнительные подушки безопасности в автомобиль

Горячие тюнеры ответят на этот вопрос утвердительно, а хладнокровные бывалые – нет. В теории все возможно, но на практике это сложно. И самое главное, это нецелесообразно.

Список необходимых запчастей длинный, запчасти дорогие. Кроме болтов, гаек, заклепок, хомутов нужны левый и правый датчики подушек и штор, блоки управления и проводка.

Статьи по теме:  Как и чем промыть радиатор печки, не снимая с машины

Финансово выгоднее продать машину и купить аналогичную с лишними ПБ. Но остановить «самоделку» не получится, так что подумайте о том, что убедиться в правильности своих действий и исправить ошибку не получится – подушки безопасности «выстреливают» один раз.

Еще один нюанс – правила вождения. Инспекторам не понравятся инициативы, которых не предвидит автопроизводитель: любой сотрудник заметит нарушения в системе, лишь осмотрев салон.

Устройство подушки безопасности автомобиля

Американец Дж. Хендрик и немец В. Линдерер с разницей в три года запатентовали надувные мешки в середине прошлого века. Но разработка конструкции для серийного производства была остановлена ​​из-за датчика, который мог подавать команду на подушки безопасности при аварии. В 70-х проблема была решена, и ПБ пошел в серийное производство.

Принцип работы подушки безопасности водителя, устройство и разновидности

Сработавший пиропатрон подушки

Доработанная современная подушка представляет собой комплекс следующих составных частей:

  • Сумка. Изготовлен из тонкого (до 0,4 мм) и прочного нейлона, выдерживающего серьезные кратковременные нагрузки. В капсулу помещают мешочек, посыпанный тальком или другим порошком, предотвращающим комкование. Последний покрыт пластиковой или тканевой подкладкой, спрятанной в определенном месте салона.
  • Датчики удара. Датчики передних подушек безопасности расположены под фарами автомобиля, а датчики боковых подушек — в стойках или дверях. Электронные устройства анализируют скорость автомобиля, положение ремней безопасности и руля, силу удара и передают данные в блок управления устройства.
  • Газовый генератор. Ни один компрессор не способен надуть подушку безопасности за доли секунды, поэтому в механизме используется газогенератор. Это пиротехнический элемент с одним или двумя патронами. В финальном двухступенчатом варианте основной пиропатрон выпускает 80% газа при взрыве, второй срабатывает и отдает свои 20%, если столкновение было слишком сильным.

Чтобы «аэрбег» в критическую минуту гарантированно выполнил свою задачу, его составляющие должны быть исправными.

Как происходит срабатывание аэрбега

Когда автомобиль столкнулся с объектом:

  1. Сенсор фиксирует удар, передает данные в ЭБУ системы: на это уходит 3 миллисекунды.
  2. Электронный блок посылает команду газогенератору.
  3. Срабатывает детонатор. Заряд из таблеток натриевой кислоты взрывается, образуя аргон или озон.
  4. Этот газ проходит через фильтр, где частично теряет температуру, и под давлением до 250 мПа поступает в подушку.
  5. ПБ, разорвав защитную накладку, выстреливает уже через 30-50 миллисекунд с момента, как датчик зафиксировал столкновение.
  6. Человек ударяется о мягкий буфер, который на 90% гасит энергию удара.

«Колокол» опадает, выпустив безвредный газ через специальные отверстия.

На какой скорости

Скоростной порог срабатывания подушек безопасности составляет 22 км/ч. Но скорость не является основным показателем для активации системы, ведь машина может врезаться в парковку. Поэтому датчики в первую очередь учитывают силу и направление удара.

Статьи по теме:  Шьем чехлы в багажник автомобиля своими руками — пошаговая инструкция

Как срабатывают во время аварии

Столкновение с неподвижным объектом может быть только лобовым. А вот с другим автомобилем — впереди, по касательной или в конце. Однако значительный удар можно нанести сзади.

Машины переворачиваются, кувыркаются: В этот момент создаются предпосылки для раскрытия одного или нескольких видов подушек. Передние «колокола», зацепившись за голову человека, сдуваются сразу, боковые держат давление 7 секунд на случай, если машина несколько раз перевернется.

ПБ бесполезна и даже опасна, если вы не пристегнуты ремнем безопасности: скорость подушки безопасности при взлете составляет 200-300 м/с. Реакция человека на аварию ниже, поэтому люди не успевают испугаться и понять, что произошло.

Что делать, если сработали подушки безопасности

Амортизаторы являются одноразовыми изделиями. Как только они работают, они становятся бесполезными. Подушки подлежат замене в автосервисе вместе с электронными датчиками и поврежденными деталями салона.

Принцип работы подушки безопасности водителя, устройство и разновидности

Стреляная подушка безопасности

Бывает, что подушки безопасности загораются без ДТП: неопытный владелец полез, например, разбирать модуль. В этой ситуации требуется заменить только сам мешок.

Разрешено ли эксплуатировать автомобиль, в котором сработали подушки безопасности

Сложно представить ситуацию, когда силы столкновения было бы достаточно, чтобы сработала подушка безопасности водителя, а кузов остался бы цел. Как правило, оба события происходят одновременно, поэтому необходимо восстановить и автомобиль, и средства пассивной безопасности.

Правилами дорожного движения оговорен ряд неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль. До недавнего времени в этот список не входили бесполезные подушки, так как они не влияют на ходовые качества автомобиля. Но в 2020 году список был пересмотрен. Подушки либо отсутствуют согласно техпаспорту, либо должны быть в хорошем состоянии. О последнем обстоятельстве сигнализирует горящий значок на панели приборов.

Вывод: с неисправными ПБ можно с осторожностью доехать до ближайшего сервиса.

Можно ли отключить подушки безопасности

Отключение надувной защиты автомобиля предусмотрено в одном случае: детское кресло устанавливается на переднее пассажирское сиденье спинкой вперед. Это разрешено, если перевозчик не может быть закреплен в другом месте.

Производители предусмотрели кнопки выключения, разместив их сбоку от бардачка или на панели приборов с правой стороны. Прежде чем посадить ребенка в автокресло, заглушите двигатель, поставьте автомобиль на ручной тормоз. Поверните ключ в выключателе подушек безопасности в положение OFF — загорится индикатор на панели.

https://www.youtube.com/embed/vbj3Ey6XvWQ

Оцените статью
О кузовном ремонте автомобилей и не только ....