Небольшие повреждения радиатора автомобильной печки не требуют обязательного визита в мастерскую, но ремонт сильно деформированных медных или алюминиевых решеток специалисты рекомендуют доверить профессионалам в автосервисе, в самых запущенных случаях лучшим вариантом будет быть разборка и последующая замена.
Радиатор печки – это один из компонентов системы охлаждения автомобиля, основное назначение которого – предотвращение перегрева циркулирующего антифриза. Этот процесс обеспечивается вентилятором или потоком холодного воздуха, который обтекает переднюю часть бампера при движении автомобиля.
Длительная эксплуатация агрегата без должного ухода приводит к засорению колосника, коррозии или механическим повреждениям отдельных деталей. В этих случаях водителю рекомендуется как можно скорее перепаять радиатор печки автомобиля дома или в мастерской – это поможет сохранить работоспособность оборудования и избежать непредвиденных финансовых затрат на замену.
Можно ли запаять в домашних условиях
Небольшие повреждения охлаждающего агрегата не требуют обязательного визита в мастерскую – восстановить поверхность радиатора печки реально самостоятельно с помощью подручных материалов. Сильно деформированные медные или алюминиевые решетки рекомендуется ремонтировать профессионалам в автосервисе, в самых запущенных случаях лучшим вариантом будет разборка и последующая замена.
Можно ли запаять без снятия
Для восстановления поверхности отопителя автомобиля без его снятия допускается использовать специализированные смеси на основе химических компонентов — плавни. Купить такие вещества можно в интернет-магазине, а также сделать самостоятельно в домашних условиях.
Как запаять своими руками: пошаговый алгоритм
Чтобы восстановить целостность и работоспособность основного блока системы охлаждения, водитель должен выполнить определенную последовательность действий. Алгоритмы пайки медных и алюминиевых радиаторов схожи, но каждый вид ремонта имеет свои особенности.
Алюминиевое устройство
Нагреватели из этого металла плохо поддаются обработке в домашних условиях – причина тому – пленка гидроксида алюминия на поверхности. Обладает способностью восстанавливаться после механических повреждений, интенсивность которых не превышает предельно допустимого порога разрушения. Это стало причиной высокой популярности материала и его активного использования в различных отраслях, в том числе при производстве радиаторов печки для автомобилей.
Самые распространенные виды флюса при пайке алюминиевого блока в автосервисе: НИТИ-18, 34-А и модификации с аналогичными свойствами. Обработка поверхности конструкции в гараже производится двухкомпонентной смесью на основе канифоли и измельченной металлической стружки – она позволяет избавиться от оксидной пленки и предотвратить ее восстановление.
Как происходит пайка
Перед выполнением ремонтной процедуры автолюбителю нужно подготовить следующие инструменты и аксессуары:
- электрический паяльник мощностью 100–150 Ватт;
- листы наждачной бумаги;
- проволоку из меди;
- горелку любого типа;
- батарейку;
- припой и флюс — смесь для удаления оксидов;
- раствор CuSO4 — медного купороса.
Последовательность действий при пайке радиатора печки своими руками из алюминия в гараже:
- Поверхность агрегата зашкурить абразивными материалами для удаления загрязнений.
- Налить небольшое количество раствора медного купороса для формирования пятна в виде «капли».
- Подключить «плюс» аккумулятора к проводу сечением 1 мм, «минус» погружается в «каплю», при этом важно следить за тем, чтобы не было контакта с поверхностью устройства.
- После напыления меди, тщательной обработки и высушивания поврежденного участка используют лужение и стандартный метод пайки, осуществляемый размеренными круговыми движениями.
Данный вариант подходит для восстановления небольших площадей дома; не рекомендуется использовать его при наличии объемных дефектов утеплителя из-за повышенной трудоемкости процесса. Флюс в таких случаях твердеет с большой скоростью, что снижает эффективность работы.
Пайка с применением самодельных плавней
Одним из наиболее распространенных способов ремонта утеплителя с обширными деформациями является применение флюсов – смесей на основе химически активных соединений. Пошаговый алгоритм действий в этом случае несколько иной. Перед началом работы нужно сделать смесь в определенных пропорциях из следующих компонентов:
- хлорида калия — 56%;
- хлорида лития — 23%;
- криолита — 10%;
- поваренной соли — 7%;
- сульфата натрия — 4%.
Однородная смесь плавится дома в тигле, после чего тонким слоем наносится на радиатор, который нагревается газовой горелкой. Последующая обработка свинцово-оловянным припоем (ПОСВ с индексом 33 или 50) с добавлением 5% висмута поможет восстановить целостность обшивки конструкции и нормализовать работу системы охлаждения.
Медное устройство
Паять радиатор автомобиля в домашних условиях из такого металла можно способами, описанными выше. Работать с такими устройствами намного проще, чем с алюминием, в связи с необходимостью поддержания высокой температуры в процессе пайки для удаления оксидной пленки с поверхности последнего.
Нюансы работы
Внутреннее устройство холодильных установок разного назначения идентично, но в качестве основного вещества используются разные вещества. Это определяет функции оздоровления в домашних условиях.
Например, увеличенное сечение каналов маслоохладителя, в связи с необходимостью снижения температуры вязкой жидкости, а также эксплуатации при повышенных давлениях и температурах, требует ремонта с применением аргонной сварки или высокотемпературной пайки (> 300℃).
Радиатор печи работает при стандартном давлении 1-2 атмосферы и температуре 120 ℃, и максимальном количестве ячеек на единицу площади, что приводит к увеличению трудоемкости процесса пайки. В такой ситуации восстановление поверхности имеет смысл только для дефектов небольшого объема.
Практические советы
Автоэксперты рекомендуют придерживаться следующих правил при самостоятельном ремонте охлаждающих агрегатов на улице или в гараже:
- при работе в замкнутом пространстве важно обеспечить достаточный уровень проветривания для исключения раздражения глаз и проблем с дыханием;
- особое внимание следует уделить предварительной зачистке места пайки, что позволит сформировать прочный контакт припоя и металла;
- Восстановление биметаллических узлов со стальным сердечником в большинстве случаев малоэффективно из-за высокой вероятности расползания соединительного шва — автовладельцу целесообразно заменить радиатор на новый.
Соблюдение техники безопасности и выполнение рекомендаций, изложенных в статье, позволит вам быстро и правильно припаять радиатор к отопителю автомобиля в домашних условиях.
https://www.youtube.com/embed/CJ9GhffKVSM