При запуске двигателя после длительной стоянки масло начинает выгорать с образованием голубоватого дымка. Затем при нагреве детали расширяются, зазоры уменьшаются: все приходит в норму.
Из выхлопного тракта исправного двигателя внутреннего сгорания выделяется беловатый пар или чуть заметный сизый дым в холодную погоду: в ясный теплый день выхлопы прозрачны. Однако цвет выделений черный, белый, может варьироваться от светло-голубого до темно-синего.
Что предвещает синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя, каковы причины его появления, а также последствия для двигателя — вопросы, которые интересуют владельцев автомобилей разных марок — Ларгус и Лексус, Тойота, Приора».
- О чем говорит синий дым в бензиновом двигателе
- Сизый дым из выхлопной трубы – откуда он берется
- При запуске на холодную
- На прогретом двигателе
- Причины синего дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя
- Дефекты поршневых или маслосъемных колец
- Деформация цилиндра двигателя
- Повреждения цилиндров
- Проблемы с вентиляцией картера
- Износ маслосъемных колпачков или сальников клапана
- Проблемы с турбиной (при наличии)
- Редкие неисправности
- Последствия проблемы синего дыма из глушителя
О чем говорит синий дым в бензиновом двигателе
Цвет дыма указывает на проблему в конкретном модуле автомобиля. Если густые белые палочки сигнализируют о неисправности в системе охлаждения, то причины синего дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя кроются в районе цилиндро-поршневой группы (ЦПГ).
Голубоватый выхлоп также наводит на мысль покопаться в клапанном механизме. Виновником проблемы является масло, которое каким-то образом попало в цилиндры.
Сизый дым из выхлопной трубы – откуда он берется
Недаром такой выхлоп называют «жирным»: сизый дым из глушителя сопровождается «жором» моторной смазки. Однако проблема заключается не в дороговизне расходной тары, а в серьезных проблемах с двигателями внутреннего сгорания на бензине. При попадании масляной смеси в камеры сгорания образуется кокс. Твердый пористый продукт осаждается на клапанах и поршнях, что приводит к перегреву и возгоранию элементов.
В новеньком автомобиле детали двигателя притираются быстро, работают ровно. Но со временем детали развиваются: в канавках поршневых колец появляются отверстия. Через отверстия смазка не только поступает в сами цилиндры, но и подкачивается топливным насосом.
Износ стержней клапанов, направляющих втулок или маслосъемных колец также влечет образование «симпатичной» густой завесы за кормой.
При запуске на холодную
Когда прохладным вы заводите машину, продиагностируйте ее по характеру выхлопов:
- белый дым – двигатель не прогрет;
- черный выброс – мотор работает нестабильно;
- синий – в цилиндрах горит масло.
Появление сизого цвета дыма на холодном не опасно, если шлейф исчезает после прогрева двигателя через 3-5 минут. Механизмы еще не изношены, но маслосъемные колпачки (МСК) уже находятся в критическом состоянии: из-за перепада температур при большом пробеге резиновые элементы потеряли эластичность.
При этом между МСК и стержнем клапана возникает зазор, в результате чего моторное масло поступает в цилиндры. Убедиться в этом можно с помощью эндоскопа, не разбирая ГБЦ: вращающаяся камера покажет капли смазки, затекшие в поршень.
При запуске двигателя после длительной стоянки масло начинает выгорать с образованием голубоватого дымка. Затем при нагреве детали расширяются, зазоры уменьшаются: все приходит в норму.
Еще одна причина, почему он дымит на холодную, — это неправильно подобранное масло. Например, вы ввели полусинтетику вместо рекомендованной производителем синтетики.
На прогретом двигателе
Проблема возрастает, когда силовой агрегат приближается к капитальному ремонту. Значительный износ деталей ЦПГ, в том числе износ уплотнительных колец, приводит к появлению голубоватого или синего дыма из выхлопной трубы хот.
Одновременно появляются следующие признаки:
- падает компрессия в одном или всех цилиндрах;
- троит двигатель;
- забиваются форсунки в дизельных ДВС, поэтому ДТ плохо распыляется;
- покрываются нагаром и изнашиваются свечи зажигания;
- наблюдается повышенный расход горючего и смазывающих материалов.
В особо тяжелых ситуациях ездоки чувствуют, что в машине воняет горелым.
Причины синего дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя
Маслоподобный выхлоп не дает покоя автомобилям как на карбюраторных и инжекторных, так и на дизельных инжекторах. Выгорание моторного масла в цилиндрах – единственная причина темной колеи за трудолюбивыми КамАЗами и мотоциклами, а также изысканными Фольксвагенами, Фордами, Киа Рио. Но пути попадания смазки в рабочие камеры разные.
Дефекты поршневых или маслосъемных колец
Важнейшие детали бензиновых силовых установок — поршни — чаще всего имеют сверху компрессионные кольца (2 шт) и по нижнему МСК. Детали изготавливаются из керамики или жаропрочных сплавов.
Верхние кольца деформируются быстрее: внешняя сторона трется о поверхность топливных камер сгорания, а внутренняя часть подвергается давлению картерных газов. МСК удаляют излишки смазки со стенок цилиндров и одновременно смазывают компрессионные кольца.
При износе маслосъемных элементов из глушителя идет бело-голубой дым. Со временем проявляется такой эффект: машина увеличивает скорость, а выхлопы загораются и становятся гуще.
«Провокаторами» повреждения колечек являются:
- инородные вкрапления в моторной смазке;
- царапины и ржавчина на внутренней стороне камер сгорания;
- перегрев силовой установки;
- грязные масляные фильтры;
- недобросовестный ремонт агрегата, когда кольца устанавливают, не применяя съемник.
Также закоксовывание колец ведет к выходу из строя элементов.
Деформация цилиндра двигателя
Если допускать частые перегревы ДВС, цилиндры теряют идеально круглую форму: в середине становятся овальными. А сверху — они плоские, мешающие уплотнительным кольцам выполнять свою функцию.
В результате нарушенной геометрии цилиндров появляются отверстия — шлюзы для смазочных материалов. В итоге участники дорожного движения видят, как из выхлопной трубы автомобиля идет сизый дым.
Повреждения цилиндров
Не только кольца становятся причиной сизого задымления: иногда сами цилиндры также получают повреждения.
Виновными, как правило, бывают собственники авто:
- несвоевременно меняющие масло;
- допускающие коррозию внутри камер сгорания, когда длительное время не запускается двигатель;
- устанавливающие некачественные кольца.
Задиры на зеркале цилиндров появляются, если смазка недостаточно отфильтрована.
Проблемы с вентиляцией картера
Для предотвращения попадания продуктов сгорания и бензина в картер во время работы двигателя в конструкции автомобиля предусмотрена вентиляция. В момент загрязнения системы вентиляции в поддоне образуется избыточное давление газа: оно мешает поршневым кольцам удалять излишки моторного масла. Тогда в результате сгорания остатков масла из выхлопной трубы бензинового двигателя идет сизый дым.
Продиагностировать систему вентиляции легко: заводим двигатель, открываем маслозаливное отверстие. Когда вы приложите руку к горлышку, вы почувствуете, как ваша рука тянется к отверстию: в цепи есть натяжение.
Износ маслосъемных колпачков или сальников клапана
Сальники клапанов изготовлены из резины. В холодное время года ширпотреб страдает от перепада температур. Когда на улице холодно, двигатель быстро набирает обороты, сальники нагреваются до 200°С. В результате сальники или крышки буреют и перестают быть препятствием для смазки двигателя.
Это проблема старых двигателей: на современных 8- и 16-клапанных моторах (Peugeot, Subaru, Mitsubishi) функции агрегата не позволяют маслу просачиваться в рабочую зону.
Проблемы с турбиной (при наличии)
Турбонаддув как средство увеличения мощности силового агрегата и экономии топлива полностью себя оправдывает. Но неисправность турбины (безвальный износ подшипника скольжения) приводит к попаданию масла сначала в интеркулер, затем в ДВС.
Для дизелей проблема очень опасная: последствиями могут стать полное разрушение устройства. Чтобы устранить проблемы, произведите капитальный ремонт агрегата или замените автокомпонент.
Редкие неисправности
Проблемы с сизым дымом известны даже владельцам автомобилей, купленных на первичном рынке. Здесь все заканчивается благополучно, когда новые детали в рабочем режиме трутся друг о друга.
Однако существует ряд нестандартных неисправностей, влекущих синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя:
- из-за высокой температуры сильно изменяется геометрия юбки поршня;
- разрушаются перемычки между кольцами;
- сбивается зажигание.
Вакуумный тензодатчик также может быть причиной синего дыма из выхлопной трубы, но этот эффект характерен только для автомобилей с автоматической коробкой передач.
Последствия проблемы синего дыма из глушителя
Сильный сизый дым, который периодически появляется сзади автомобиля, свидетельствует о проблеме в районе поршневой группы. Найдите «слабое звено» и немедленно устраните проблему.
Один из «сюрпризов», если вы не избавитесь от «хвоста» сине-голубого оттенка, ждет вас в виде свечей накаливания. Этот эффект сопровождается непредсказуемым поведением двигателя, когда коленчатый вал вдруг начинает вращаться в обратную сторону: опытные водители видели, как двигатель разносит на куски.
Дым должен быть удален во избежание заклинивания поршня. Также нужно вовремя производить ремонт: для сравнения, замена маслосъемных колпачков на БМВ стоит до 25 тысяч рублей, а всей поршневой – до 60 тысяч. Добавьте сюда цены на запчасти. Это красноречиво демонстрирует важность не игнорировать сизый дым из глушителя.
Разлив нефти также является мрачной перспективой. Прислушайтесь к работе двигателя, вглядитесь в цвет дымка из выхлопной системы: простые меры сэкономят вам деньги и продлят жизнь силовому агрегату.
https://www.youtube.com/embed/VSvAGUr9m-Q