Если машина останавливается на малых оборотах, очень важно быстро найти причину такого поведения и провести соответствующий ремонт. Пренебрежение этой проблемой часто приводит к аварийным ситуациям.
Если автомобиль останавливается на холостых оборотах, но при нажатии на педаль газа двигатель работает нормально, водитель должен быстро найти и устранить причину такого поведения автомобиля. В противном случае машина может остановиться в самом неудобном месте, например, перед включением зеленого сигнала светофора, что иногда приводит к аварийным ситуациям.
- Что такое холостой ход
- Как мотор работает на холостом ходу
- Впуск
- Сжатие
- Рабочий ход и выпуск
- Шатуны, коленчатый вал и поршни
- Работа в режиме ХХ
- Почему глохнет на холостых
- Подсос воздуха
- Неисправности системы зажигания
- Проверка силы искры на карбюраторном моторе
- Проверка искры во всех цилиндрах (подходит и для инжекторных двигателей)
- Неправильная регулировка клапанов
- Неправильная работа карбюратора
- Неправильная работа регулятора ХХ
- Заключение
Что такое холостой ход
Диапазон оборотов двигателя автомобиля составляет в среднем 800-7000 тысяч в минуту для бензиновой версии и 500-5000 для дизельной версии. Нижняя граница этого диапазона – холостой ход (ХХ), т.е обороты, которые силовой агрегат выдает в прогретом состоянии без нажатия водителем педали газа.
Оптимальная частота вращения вала двигателя в режиме ХХ зависит от расхода топлива и выбирается таким образом, чтобы двигатель потреблял как можно меньше бензина или дизельного топлива.
Поэтому генераторы для дизельных и бензиновых моторов отличаются друг от друга, ведь даже в режиме ХХ они должны:
- заряжать аккумуляторную батарею (АКБ);
- обеспечивать работу топливного насоса;
- обеспечивать работу системы зажигания.
Это означает, что в режиме холостого хода двигатель потребляет минимум топлива, а генератор подает питание на потребителей, обеспечивающих работу двигателя. Получается замкнутый круг, но без него невозможно ни резко разогнаться, ни плавно набрать скорость, ни медленно начать движение.
Как мотор работает на холостом ходу
Чтобы понять, чем ХХ отличается от работы двигателя под нагрузкой, необходимо детально проанализировать работу силового агрегата. Автомобильный двигатель называется четырехтактным, потому что один цикл включает в себя 4 такта:
- впуска;
- сжатия;
- рабочего хода;
- выпуска.
Эти такты одинаковы на всех типах автомобильных моторов, за исключением двухтактных силовых агрегатов.
Впуск
Во время такта впуска поршень опускается, впускной клапан или клапаны открыты, и разрежение, создаваемое движением поршня, всасывает воздух. Если силовая установка оснащена карбюратором, проходящий воздушный поток микроскопических капель топлива отрывается от жиклера и смешивается с ними (эффект Вентури), причем пропорции смеси зависят от скорости движения воздуха и диаметра самолет.
В узлах впрыска скорость воздуха определяется соответствующим датчиком (ДМРВ), показания которого вместе с показаниями других датчиков передаются в электронный блок управления (ЭБУ.
На основе этих показаний ЭБУ определяет оптимальное количество топлива и подает сигнал на форсунки, подключенные к рампе, которая постоянно находится под давлением топлива. Регулируя продолжительность сигнала на форсунки, ЭБУ изменяет количество топлива, впрыскиваемого в цилиндры.
Дизельные двигатели работают иначе, в них ТНВД (ТНВД) подает дизель небольшими порциями, причем в моделях раннего поколения размер порции зависел от положения педали газа, а в более современных ЭБУ, он учитывает множество параметров. Основное отличие, однако, состоит в том, что топливо впрыскивается не во время такта впуска, а в конце такта сжатия, так что нагретый от высокого давления воздух сразу воспламеняет впрыскиваемое дизельное топливо.
Сжатие
Во время такта сжатия поршень движется вверх и температура сжатого воздуха повышается. Не все водители знают, что чем выше обороты двигателя, тем больше давление в конце такта сжатия, хотя ход поршня всегда одинаков. В конце такта сжатия в бензиновых двигателях воспламенение происходит за счет искры, образуемой свечой (управляется системой зажигания), а в дизелях вспыхивает распыленный дизель. Это происходит незадолго до того, как поршень достигает верхней мертвой точки (ВМТ), а время отклика определяется углом поворота коленчатого вала, называемым опережением зажигания (IDO). Этот термин применяется даже к дизельным двигателям.
Рабочий ход и выпуск
После воспламенения топлива начинается такт рабочего такта, когда под действием смеси газов, выделяющихся в процессе сгорания, давление в камере сгорания возрастает и поршень давит на коленчатый вал. При исправном двигателе и правильной настройке топливной системы процесс сгорания заканчивается до начала такта выпуска или сразу после открытия выпускных клапанов.
Раскаленные газы выходят из цилиндра, ведь их вытесняет не только увеличившийся объем продуктов горения, но и движущийся к ВМТ поршень.
Шатуны, коленчатый вал и поршни
Одним из самых больших недостатков четырехтактного двигателя является мало полезного действия, потому что поршень проталкивает коленчатый вал через шатун только 25% времени, а остальное время либо движется с балластом, либо использует кинетическую энергию для сжатия воздуха. Поэтому большой популярностью пользуются многоцилиндровые двигатели, где поршни по очереди толкают коленчатый вал. Благодаря такой конструкции благотворное воздействие происходит гораздо чаще, а учитывая, что коленчатый вал и шатуны изготовлены из сплавов железа, в том числе и из чугуна, вся система очень инерционна.
Кроме того, между двигателем и коробкой передач (трансмиссией) установлен маховик, который увеличивает инерционность системы и сглаживает рывки, возникающие за счет полезного действия поршней. При движении под нагрузкой вес деталей коробки передач и масса автомобиля добавляют инерционности системе, а вот в режиме ХХ все зависит от веса коленвала, шатунов и маховика.
Работа в режиме ХХ
Для эффективной работы в режиме ХХ необходимо создать топливно-воздушную смесь с определенными пропорциями, которая при сгорании будет выделять достаточно энергии, чтобы генератор мог обеспечить энергией основных потребителей. Если скорость вращения вала двигателя в рабочем режиме регулируется манипулированием педалью акселератора, то в ХХ таких регулировок нет. В карбюраторных двигателях пропорции топлива в режиме ХХ неизменны, потому что зависят от форсунок. В инжекторных двигателях возможна небольшая коррекция, которую ЭБУ выполняет с помощью регулятора холостого хода (РХХ).
В старых типах дизелей, оснащенных механическим ТНВД, ХХ регулируют с помощью угла поворота сектора, к которому подсоединяется тросик газа, то есть просто устанавливают минимальные обороты, при которых устойчиво работает двигатель. В современных дизелях ХХ регулирует ЭБУ, ориентируясь на показания датчиков.
Одним из важных параметров стабильной работы силового агрегата в режиме холостого хода является УОЗ, который должен соответствовать определенному значению. Если сделать меньше, то упадет ток, а при минимальной подаче топлива нарушится стабильная работа силового агрегата и его начнет трясти, кроме того, даже постоянное нажатие на газ может привести к остановке двигателя , особенно с карбюратором.
Это связано с тем, что сначала увеличивается подача воздуха, т.е смесь становится еще беднее, и только потом поступает лишнее топливо.
Почему глохнет на холостых
Причин, по которым автомобиль глохнет на холостом ходу или плавает двигатель на холостом ходу, много, но все они связаны с работой описанных выше систем и механизмов, ведь водитель не может влиять на этот параметр из кабины, он может только нажать педаль газа, двигатель переходит в другой режим работы. О различных неисправностях силового агрегата и его систем мы уже рассказывали в этих статьях:
- ВАЗ 2108-2115 машина не набирает обороты.
- Почему машина глохнет на ходу, потом заводится и едет дальше.
- Машина заводится на горячую и глохнет — причины и методы устранения.
- Машина заводится и сразу глохнет на холодную — в чем могут быть причины.
- Почему машина дергается, троит и глохнет — наиболее частые причины.
- Почему при нажатии на педаль газа машина с карбюратором глохнет.
- При нажатии на педаль газа машина с инжектором глохнет — в чем причины неполадки.
Поэтому дальше будем рассказывать о причинах, по которым машина глохнет на холостых.
Подсос воздуха
Эта ошибка почти не проявляется на других режимах работы силового агрегата, т.к там подается гораздо больше топлива, и не всегда заметно незначительное снижение оборотов под нагрузкой. В инжекторных двигателях на подсос воздуха указывает ошибка «бедная смесь» или «детонация». Возможны и другие названия, но принцип тот же.
На карбюраторных двигателях, если машина глохнет на малых оборотах, но после выдергивания ручки воздушной заслонки стабильная работа восстанавливается, диагноз однозначен — где-то необъяснимо подсасывается воздух.
Кроме того, при данной неисправности двигатель часто плохо заводится и разгоняется, а также потребляет заметно больше топлива. Частое проявление проблемы – еле или сильно слышный свист, усиливающийся с увеличением скорости.
Вот основные места, где возникает подсос воздуха, из-за которого глохнет машина на холостом ходу:
- вакуумный усилитель тормозов (ВУТ), а также его шланги и переходники (все автомобили);
- прокладка впускного коллектора (любые двигатели);
- прокладка под карбюратором (только карбюраторные);
- вакуумный корректор зажигания и его шланг (только карбюраторные);
- свечи и форсунки.
Вот алгоритм действий, который поможет обнаружить проблему на двигателе любого типа:
- Внимательно осмотрите все шланги и их переходники, подсоединенные к впускному коллектору. При работающем и прогретом двигателе покачайте каждый шланг и переходник и прислушайтесь, если появится свист или изменится работа двигателя, значит вы нашли утечку.
- Убедившись в исправности всех вакуумных шлангов и их переходников, прослушайте, работает ли силовой агрегат, затем плавно нажмите на педаль акселератора или сектор карбюратора/бензонасоса/ТНВД. Если силовой агрегат прослужил намного стабильнее, проблема, скорее всего, в прокладке коллектора.
- Проверив целостность прокладки впускного коллектора, попробуйте восстановить стабильную работу винтами качества и количества, если они не улучшают поведение силового агрегата, повреждена прокладка под карбюратором, погнута подошва или гайки крепления ослаблены.
- Убедившись, что с карбюратором все в порядке, снимаем с него шланг, который идет к вакуумному корректору зажигания, резкое ухудшение работы силового агрегата говорит о том, что и эта деталь в порядке.
- Если все проверки не помогли найти место подсоса воздуха, из-за чего падают обороты холостого хода и машина останавливается, нужно тщательно прочистить колодцы фар и форсунок, затем залить их мыльным раствором и нажать газ сильно, но кратковременно. Появившиеся обильные пузыри говорят о том, что через эти детали происходит утечка воздуха и их уплотнения нуждаются в замене.
Если результат всех проверок отрицательный, причина нестабильного XX в чем-то другом. Но все же лучше начать диагностику с этой проверки, чтобы сразу исключить наиболее вероятные причины. Помните, даже если автомобиль более-менее устойчив на холостых оборотах, но останавливается при нажатии на газ, причина почти всегда в подсосе воздуха, поэтому начинать диагностику нужно с поиска утечки.
Неисправности системы зажигания
К неисправностям этой системы относят:
- слабую искру;
- отсутствие искры в одном или нескольких цилиндрах.
На инжекторных автомобилях причину нестабильных ХХ определяют по коду ошибки, однако на карбюраторных требуется полноценная диагностика.
Проверка силы искры на карбюраторном моторе
Измерьте напряжение на аккумуляторе, если оно ниже 12 вольт, заглушите двигатель и снимите клеммы с аккумулятора, затем снова измерьте напряжение. Если тестер показывает 13-14,5 вольт, генератор необходимо проверить и отремонтировать, так как он не выдает нужного количества энергии, если меньше, заменить аккумулятор и проверить работу двигателя. Если он стал работать стабильнее, то скорее всего из-за низкого напряжения получилась слабая искра, неэффективно воспламеняющая топливовоздушную смесь.
Кроме того, мы рекомендуем полную проверку двигателя, ведь неэффективная работа зажигания при напряжении выше 10 вольт часто является проявлением различных неисправностей.
Проверка искры во всех цилиндрах (подходит и для инжекторных двигателей)
Основным признаком отсутствия искры в одном или нескольких цилиндрах является нестабильная работа силового агрегата на малых и средних оборотах, но если раскрутить его до высоких, двигатель работает нормально без нагрузки. Убедившись в том, что сила искры достаточна, запустите и прогрейте силовой агрегат, затем поочередно снимите бронепровода с каждой свечи и следите за поведением двигателя. При выходе из строя одного или нескольких цилиндров снятие провода со свечей зажигания не изменит режим работы двигателя. После выявления неисправных цилиндров заглушить двигатель и открутить от них фонари, затем вставить фонари в соответствующие наконечники бронепроводов и надеть провода на двигатель.
Заводим двигатель и смотрим появляется ли искра на фарах, если нет то ставим новые фары, а если результата нет то снова глушим двигатель и вставляем каждый бронепровод в отверстие катушки по очереди и ищем искру . Если появляется искра, то неисправен трамблер, который не распределяет высоковольтные импульсы на соответствующие фары и поэтому останавливает машину на холостом ходу. Чтобы устранить проблему, замените:
- уголек с пружинкой;
- крышку трамблера;
- бегунок.
На инжекторных двигателях замените провода на исправные. Если после подключения бронепровода к катушке не появляется искра, замените весь комплект бронепроводов, а также (желательно, но не обязательно) поставьте новые свечи.
На инжекторных двигателях отсутствие искры при исправных проводах (проверьте их перестановкой) свидетельствует о повреждении катушки или катушек, поэтому блок высокого напряжения подлежит замене.
Неправильная регулировка клапанов
Эта ошибка возникает только на автомобилях, двигатели которых не оборудованы гидрокомпенсаторами. Вне зависимости от того, заедают или стучат клапана, топливо в режиме ХХ сгорает неэффективно, поэтому автомобиль глохнет на малых скоростях, потому что кинетической энергии, выделяемой силовым агрегатом, недостаточно. Чтобы быть уверенным, что проблема именно в клапанах, сравните расход топлива и динамику до проблемы на холостом ходу и сейчас, если эти параметры ухудшились, необходимо проверить зазор и при необходимости отрегулировать.
Чтобы проверить, холодный ли двигатель, снимите клапанную крышку (если к ней прикреплены какие-либо детали, например, трос газа, сначала отсоедините их). Затем, поворачивая вручную или стартером (в этом случае отсоедините свечи зажигания от катушки зажигания), установите по очереди клапаны каждого цилиндра в закрытое положение. Затем измерьте зазор специальным щупом. Сравните полученные значения с указанными в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Например, для двигателя ЗМЗ-402 (устанавливался на Газель и Волгу) оптимальный зазор впускных и выпускных клапанов составляет 0,4 мм, а для двигателя К7М (устанавливался на Логан и другие автомобили Рено) тепловой зазор впускных клапанов составляет 0,1-0,15, а выпускных 0,25-0,30 мм. Помните, что если автомобиль глохнет на холостых оборотах, но более-менее стабильно на высоких оборотах, то одна из наиболее вероятных причин – неправильный термозазор клапанов.
Неправильная работа карбюратора
Карбюратор оснащен системой ХХ, а на многих автомобилях установлен экономайзер, отсекающий подачу топлива при движении на любой передаче с полностью отпущенной педалью газа, в том числе при торможении двигателем. Для проверки работы этой системы и подтверждения или исключения неисправностей уменьшите угол поворота дроссельной заслонки при полностью отпущенной педали акселератора до ее закрытия. Если система холостого хода работает правильно, не будет никаких изменений, кроме небольшого снижения скорости. Если при выполнении таких манипуляций автомобиль останавливается на холостом ходу, значит, данная система карбюратора не работает должным образом и нуждается в проверке.
В этом случае рекомендуем обратиться к опытному бензобаку или карбюраторщику, т.к создать единую инструкцию для всех типов карбюраторов невозможно. Кроме того, помимо неисправности самого карбюратора, причиной остановки автомобиля на холостом ходу может быть клапан экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) или провод, подающий на него напряжение.
Двигатель является источником сильной вибрации, которая в полной мере влияет на карбюратор и клапан EPHX, поэтому велика вероятность потери электрического контакта между проводом и клеммами клапана.
Неправильная работа регулятора ХХ
Регулятор холостого хода управляет перепускным каналом, который позволяет топливу и воздуху поступать в камеру сгорания через дроссельную заслонку, так что двигатель работает даже при полностью закрытой дроссельной заслонке. Если ХХ работает нестабильно или машина глохнет на холостых оборотах, возможных причин всего 4:
- забитый канал и его жиклеры;
- неисправный РХХ;
- нестабильный электрический контакт провода и клемм РХХ;
- неправильная работа ЭБУ.
Для диагностики любой из этих неисправностей рекомендуем обращаться к специалисту по топливной аппаратуре, ведь любая неисправность может привести к выходу из строя или поломке всего газового агрегата.
Заключение
Если машина останавливается на малых оборотах, очень важно быстро найти причину такого поведения и провести соответствующий ремонт. Пренебрежение этой проблемой часто приводит к аварийным ситуациям, например, необходимо резко выехать с перекрестка, чтобы совершить рывок и избежать столкновения с приближающимся транспортным средством, но после сильного нажатия на газ двигатель глохнет.
https://www.youtube.com/embed/_aTEuPU25HU